Как алтайские предприятия пережили карантин и какие проблемы приходится решать сейчас

07:18, 02 октября 2020г, Экономика 1412


Как алтайские предприятия пережили карантин и какие проблемы приходится решать сейчас Фото №1
Как алтайские предприятия пережили карантин и какие проблемы приходится решать сейчас Фото №2
Как алтайские предприятия пережили карантин и какие проблемы приходится решать сейчас Фото №3
Как алтайские предприятия пережили карантин и какие проблемы приходится решать сейчас Миниатюра №4
Как алтайские предприятия пережили карантин и какие проблемы приходится решать сейчас Миниатюра №4
Как алтайские предприятия пережили карантин и какие проблемы приходится решать сейчас Миниатюра №4

Фото Олег БОГДАНОВ

В этом году предпринимателям Змеиногорска пришлось непросто. Когда на предприятии «Сибирь-Полиметаллы» обнаружилась вспышка коронавируса, в городе объявили карантин, никого в него не впускали и не выпускали. Один из предпринимателей, Сергей Морозов, рассказал, как его предприятие пережило карантин и какие проблемы приходится решать сейчас.

Карантин

Начнем с предыстории. Цех мясных полуфабрикатов семьи Морозовых был открыт 19 лет назад. Сначала два двоюродных брата, Сергей Орешников и Сергей Морозов, начали бизнес вместе, а потом, когда объемы стали расти, разделили бизнес. Так у семейной пары Сергея и Светланы Морозовых появился свой цех и магазинчик. Пять лет назад к управлению небольшим производством подключились сын Сергея Морозова Алексей и его жена Наталья.

– Муж отучился на менеджера, я – на геолога, думала, что буду на шахтах работать. И не мечтала управлять производством, поэтому первый год на предприятии было страшно, боялась всех подвести, смотрела на свекровь и все перенимала у нее: как организовывать производство, как общаться с работниками, как контролировать выполнение поставленной задачи. Сейчас уже легко: все знаю, все умею, – говорит Наталья.

Мясные полуфабрикаты реализуются по всему краю. Заключены договоры не только с торговыми точками городов и деревень, но и со школами, с шахтами компании «Сибирь-Полиметаллы». Предприятие развозит продукцию по точкам на своих машинах. И когда объявили карантин, возможность вывозить полуфабрикаты за пределы города исчезла.

– Когда заболели сотрудники на шахтах, мы оказались отрезаны от мира. Весь Змеиногорский район был невыездным. Мы сильно просели по объемам продукции и выручке, работников пришлось отправить домой. Постепенно карантинные меры ослабили и нам разрешили возить по пропускам свою продукцию. Нужно было кормить людей, в том числе и шахтеров. По первости заказчики опасались с нами работать, говорили, что мы им везем заразу из Змеиногорска. Пришлось объяснять, что шахты существуют отдельно, а мы – отдельно. Шахта ведь это как государство. У них свое производство, свое общежитие, своя столовая и так далее. Мы сгружаем продукцию на проходной и уезжаем ни с кем не контактируя. Постепенно все восстановилось. Естественно, масочный режим и санитайзеры остались. Скорее всего, эти меры предосторожности с нами надолго. Нужно привыкать к новым условиям. Живут же китайцы в масках, и мы привыкнем, – говорит Алексей.

Требуются аппаратчицы

На предприятии трудятся 40 человек. Текучка, конечно, есть. Город небольшой, и в очередь на одно место на производство никто не выстраивается. В частности, не хватает девушек-аппаратчиц.

– В аппаратчицы не идут: боятся ответственности. Аппаратчица следит за работой оборудования, чтобы граммовка теста и мяса при изготовлении пельменей соответствовала норме, – рассказывает Наталья Морозова. – В основном идут в лепщицы. Девушки без подготовки, без образования за месяц выучиваются, набирают необходимую скорость. В день работница должна по норме сделать 160–180 кг одного вида продукции. В октябре в Змеиногорске проходит «Русский пельменинг». Мастерицы соревнуются, кто быстрее и больше завернет мяса в тесто. Мы сначала выставляли своих участниц, а потом отказались. Наши слишком быстро работают, у других просто нет шансов.

По словам Натальи Морозовой, на предприятии готовят универсалов, чтобы работники были взаимозаменяемыми, могли и вручную лепить пельмени, и на аппарате. Научить, по ее мнению, проще тех, у кого еще не было работы в учреждениях общественного питания.

– Бывает, приходят после столовых, там уже привыкли делать по-своему, приходится переучивать. Но бывают и удачи, когда к нам приходят квалифицированные специалисты, разбирающиеся в технологии производства, такие на вес золота. Но это редкость, ведь профессиональных колледжей осталось очень мало, – говорит Наталья.

Наблюдается дефицит узких специалистов. Трудно найти кладовщика. По словам Алексея Морозова, некоторые претенденты на должность не могут простейшие примеры решить в уме.

– Спросишь у них, сколько будет 100 плюс 200, и пауза минут на пять, не говоря уже о знании программы 1С. Книгу учета не умеют вести, проводить ревизии тем более. Водителей не хватает. Один парень три дня отработал и исчез. Даже не позвонил. Когда пришел за зарплатой, сказал, что не мог найти телефон предприятия и предупредить, что передумал работать. Его график 5/2 не устраивает при зарплате 25 тысяч рублей, – объяснил он. – А после того как повысили детские пособия, некоторые многодетные родители уволились. Говорят: «А нам зачем? У нас пятеро детей, я буду дома сидеть и в несколько раз больше получать, чем у вас». Мы раз в две недели даем объявление, ищем рабочих. Нехватка кадров – это общая проблема для города.

Традиции и тренды

Руководитель предприятия Светлана Морозова выросла в Советском Союзе, поэтому старается поддерживать на предприятии прежние традиции. На Новый год, 1 сентября детям сотрудников предприятия здесь дарят подарки.

На производстве тоже принято придерживаться традиций.

– Погонишься за объемом – пострадает качество, так что мы не спешим входить в торговые сети, поставляем продукцию только в одну из местных. Выпускаем столько, сколько требуется поставщикам. Например, изготавливаем 500 килограммов пельменей в день, – говорит Алексей. – Также мы далеки от фастфуда, так как специализируемся на мясных полуфабрикатах. Хотя у нас берут кафе котлеты для бутербродов, потому что они подходят по форме и размеру. Сейчас, конечно, мировой тренд – вообще не готовить. Засунул замороженную еду в микроволновку и вытащил уже готовую. Но у нас более консервативные клиенты. Мы ведь все вышли из крестьян, привыкли готовить себе еду и не так бежим за временем, как в мегаполисах. Для наших покупателей важнее качество. Помимо готовых полуфабрикатов мы изготавливаем несколько видов теста – не все берут полуфабрикаты, привыкли сами делать пельмени, котлеты, пирожки.

Несмотря на все тренды, погоню за новыми необычными названиями мясной продукции, Алексей убежден: главный успех любого предприятия заключается в четко отлаженном технологическом процессе.

– Даже если у вас есть наш рецепт, вы не сделаете на своем производстве такую же продукцию, если не будет отлаженной работы команды. Мы все болеем за общее дело, – говорит предприниматель.

Фоторепортаж