Как бороться с суррогатным бензином на розничном топливном рынке

15:08, 16 февраля 2018г, Экономика 1399


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

От 500 тысяч до нескольких миллионов рублей заплатит АЗС, если у нее обнаружат некачественный бензин. Новые правила взимания штрафов введены с 29 января. Начальник отдела государственного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай СМТУ Росстандарта Сергей Третьяков считает, что они в совокупности с контрольными закупками сократят количество суррогата на розничном топливном рынке.

Вне плана

Росстандарт – это как раз та структура, которая следит за качеством бензина на АЗС, проводя плановые и внеплановые проверки. В соответствии с федеральным законом № 294-фз плановые контрольные мероприятия проходят не чаще раза в три года. Но в связи с амнистией малый бизнес теперь проверяют только после жалоб потребителей.

Результаты проверок, которые проводила прокуратура совместно с Росстандартом в 2015 году, показали, что на половине заправок некачественный бензин. И вот недавно вышел приказ руководителя Росстандарта Алексея Абрамова о проведении внеплановых проверок, в который включен и малый бизнес. В список вошли АЗС, попавшиеся на подделках в 2015 году, а также те, на которые потом были жалобы от потребителей.

В Алтайском крае, по словам Сергея Третьякова, в первом полугодии проконтролируют чуть более десятка торговцев топливом. Если у них найдут несоответствие требованиям технического регламента хотя бы у одного вида топлива, то возьмут штраф в размере 1% от всего оборота АЗС за предыдущий год. Данные о денежном обороте должен предоставить сам предприниматель, а в случае сомнения в их достоверности – налоговая инспекция. Но уже понятно, что нарушителям придется платить в разы больше, чем раньше.

Как проверяют

При проведении плановых проверок инспектор обязан предупредить о надвигающемся контроле заранее. Так что он и не рассчитывает, что удастся найти недочеты. В первую очередь инспектор при проверке знакомится с документацией (сертификаты, декларации, паспорта качества топлива). Затем делает отбор всей продукции на анализ в двух экземплярах. Один хранится у инспектора, другой он направляет в испытательную лабораторию, которая имеет соответствующую аккредитацию. В Барнауле есть такая лаборатория, принадлежащая Алтайскому центру стандартизации и метрологии (АЦСМ), но она не может определить октановое число. Хотя этот показатель не является самым главным при определении качества топлива. Очень часто о качестве нефтепродукта можно судить по содержанию в нем серы. Только полученное в заводских условиях топливо содержит серы менее 10 мг на кг. И в соответствии с регламентом экологический класс топлива определяется именно содержанием серы.

Если инспектору требуется более полный анализ, то топливо отправляют в лабораторию Кемеровского ЦСМ.

Контролем недолива топлива инспекторы не занимаются. «Это трудоемкая операция, – объясняет Сергей Третьяков. – Согласно ГОСТу мерник заполняется топливом, потом опорожняется, чтобы смочились стенки. За это время оператор АЗС может увидеть, что идет проверка, и откорректировать на своем компьютере дозировочный насос так, чтобы он отмерил точно».

Алексей Абрамов в интервью «Российской Газете» предлагает бороться с недоливами с помощью контрольных закупок, которых сейчас в полномочиях Росстандарта нет.

Если обманули

Если водитель считает, что на АЗС его обманули, то Сергей Третьяков советует жаловаться. Можно прийти непосредственно в инспекцию, которая расположена в Барнауле по адресу: ул. Петра Сухова, 4-а, и там написать заявление, а можно направить электронное письмо или письменную жалобу в Сибирское межрегиональное территориальное управление Росстандарта в соответствии с требованиями, которые изложены на его сайте sibmtu.ru в разделе «Обращения граждан». Еще один способ – обратиться с жалобой в полицию или Роспотребнадзор. Эти ведомства обязаны переслать ее в инспекцию Росстандарта, который должен на претензию отреагировать.

К жалобе желательно приложить кассовый чек на приобретенное топливо, на нем всегда указывается юридическое наименование и ИНН автозаправки. Если чек не дали, то нужно переписать эти данные с информационного щита АЗС. Хорошо, если у заявителя есть заключение со станции техобслуживания, в котором сказано, что неисправность двигателя связана с некачественным топливом. Такие заключения очень ценит прокуратура. Они составляются в свободной форме, но в серьезных СТО выдают распечатки после компьютерной диагностики топливной аппаратуры. К заявлению можно приложить чек, подтверждающий затраты на ремонт автомобиля.

В прошлом году инспекция Росстандарта провела 10 внеплановых проверок предприятий малого бизнеса по жалобам автовладельцев. Основная часть жалоб подтвердилась, и нарушители получили штрафы: юридические лица – в размере 100 – 300 тыс. рублей, индивидуальные предприниматели – от 20 тыс. руб.

Анализируя общую ситуацию с качеством бензина на алтайском рынке, Сергей Третьяков говорит, что на АЗС крупных вертикально интегрированных компаний топливо достаточно хорошее. И там можно смело заправляться. А кто захотел сэкономить на литре два рубля, тот попадает в зону риска и может нарваться на так называемое прямогонное топливо, сдобренное присадками для повышения октанового (у бензина) или цетанового (у солярки) чисел. Его обычно производят на мелких нефтеперегонных установках, расположенных за пределами края. Если уж бензин в машине на исходе, а цены на АЗС вызывают подозрение, то покупать нужно не больше чем требуется, чтобы доехать до надежной автозаправки.

Справка
В Алтайском крае около 500 АЗС, из них 2/3 принадлежит субъектам малого бизнеса.

Фоторепортаж