Как обстоят дела в средней школе Факела Социализма, которая была реорганизована

15:00, 02 декабря 2018г, Образование 1677


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

Корреспонденты «АП» побывали в одной из школ Поспелихинского района.

«Стараемся держаться»

Прежде у этого учебного заведения было длинное название «Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Факел Социализма средняя общеобразовательная школа» Поспелихинского района Алтайского края». Но в прошлом году деятельность его в качестве юридического лица прекратилась «путем реорганизации в форме присоединения» и название стало… еще длиннее. Теперь учебное заведение является филиалом поспелихинской школы № 2 и бывает, что компьютеры и волонтеры просто «зависают» при регистрации на мероприятиях мальчишек и девчонок из поселка Факел Социализма.

– Что еще изменилось в возглавляемом вами учреждении? – задаю я вопрос Наталье Проскуриной.

– Для детей, родителей и педагогов, в принципе, ничего не изменилось. Я же теперь не директор, а заведующая филиалом. Раньше у меня были заместители – в последнее время на полставки, сейчас их нет. Но и учебную, и воспитательную работу вести нужно, необходимы социальный педагог и библиотекарь (эти должности сокращены), потому определенные участки работы закреплены теперь за учителями за дополнительную плату.

Но у такого изменения имеются свои плюсы. Теперь в этом самом филиале нет проблем с педагогическими кадрами: опорная школа всегда приходит на помощь. Если раньше преподавать химию в поселок приезжали педагоги из разных школ района, то сейчас выручает юрлицо. Учитель истории в декрете – и снова помогает опорная школа.

Все вакансии в школе закрыты. У нас работают два молодых специалиста. Причем учитель начальных классов Анастасия Бондарева пришла к нам в этом году. Надеемся, что она в «Факеле» задержится. Сразу ее предупредили: «Настенька, к нам приходят раз и навсегда» (смеется). Многие педагоги работают в школе десятилетиями.

Сама Проскурина училась здесь, потом в Барнаульском педуниверситете. В родную школу вернулась в 1997-м. Сначала работала не по специальности – учителем физкультуры. Позже совмещала работу педагога и вожатого. С 2010-го – заместитель директора по воспитательной работе. С 2011-го – директор школы, с прошлого – заведующая филиалом. По образованию она учитель начальных классов. Ее бывшие первоклассники сейчас в девятом, нынче она снова набрала первый класс.

– Наталья Алексеевна, вы сюда не случайно вернулись? Желания остаться в городе не было?

– Нет, мы с мужем изначально собирались вернуться, дом построить. И построили! И в армии послужили, потому я и оканчивала вуз заочно.

– Хорошо, что Поспелиха близко, – многие жители села могут там работу найти…

– Конечно, при необходимости в любой момент мы можем в Поспелиху уехать – есть и такси, и автобус. Большая часть населения работает в райцентре. В поселке есть клуб, библиотека, сельсовет, ФАП. Очень активные в селе совет ветеранов и совет матерей. В клубе работают кружки, там и наши дети занимаются. Мы сотрудничаем с Поспелихинским ЦДТ: к нам приезжают специалисты по вокалу и хореографии, занимаются с детьми. Родители – очень хорошие, понимающие нас помощники.

– Интерактивные доски, компьютеры имеются?

– Одна доска интерактивная, но мы и этому рады. Во все кабинеты провели Интернет, у каждого учителя оборудовано автоматизированное рабочее место. Мы отказались от бумажного журнала, второй год ведем только электронный.

– Все так оптимистично получается… А проблемы-то у вас есть?

– Конечно, есть. Здание старенькое, 1965 года постройки, капитального ремонта не видело ни разу. Я очень благодарна родителям, учителям, техперсоналу – все добросовестно относятся к ежегодному косметическому ремонту. Очень старательно, аккуратно, тщательно все делают.

Раньше у нас здесь было отделение ОПХ Алтайской машиноиспытательной станции. Сейчас его земли арендует ООО «Мелира» (Новосибирск). Его руководитель Ирина Шипилова – очень хороший человек, нам во многом помогает. Благодаря ей у нас нет проблем с материалами для ремонта школы.

– Когда мы подъехали, нас на улице встречали ребятишки – гурьбой бежали, здоровались…

– Столовая у нас находится в отдельном здании. Здание же, в котором раньше занимались начальные классы, в этом году закрыли – оно требовало большого ремонта, а нам хватает места и здесь. Сложно было выделить комнатку, но все равно мы сделали в 2011-м туалет внутри школы.

К сожалению, в этом году у нас нет 10 и 11 классов. Один лишь десятиклассник. Он обучается в Поспелихе. Официально наша школа не переведена в разряд основных. На следующий год будут у нас десятиклассники. Педагогов – 11, обучающихся сейчас – 85. Лишь в одном классе учатся 5 человек, в остальных – по 10 – 15. Спада рождаемости в поселке нет.

«Возьмите тетрадочку…»

В этой школе все как во многих других. Строгий вахтер записывает цель визита гостей, есть и пожарная сигнализация, и тревожная кнопка. А еще компьютерный класс, библиотека, краеведческий уголок в кабинете истории, небольшой спортзал. Проскурина не фиксирует внимания на недостатках, они неустрашающие, но таки имеют место. Заметила она про компьютеры: «Старовата техника. Единственный ноутбук новый, его подарили на юбилей школы три года назад». А уж потолок замечаю я: «Протекает?» – спрашиваю. «В зависимости от того, куда ветер подует, – горько усмехается заведующая филиалом. – Крыша и окна – это для нас больной вопрос».

«Пройди по тихим школьным этажам…» – так поется в известной песне. Этаж в факельской школе лишь один, прошлись мы по нему с фотокором и во время наполненной ребячьим гомоном перемены, и в тишине, наступившей после звонка на урок.

Услышали, как Проскурина давала своим первоклашкам задание: «Возьмите тетрадочку в клеточку, откройте учебник…»

– Наталья Алексеевна, помогите открыть!

– У тебя же закладка есть!

– А она закрылась…

Пока работал фотокор, я потихоньку присела у крайней парты, взяла у первоклассницы Даши Синельниковой первое в ее жизни интервью.

– Что тебе нравится в школе?

– Мне? Учиться нравится. Учительница хорошая.

– Кем ты хочешь стать?

– Я? Художником!

– Ты рисуешь хорошо?

– Да!

Первое интервью дала нам и педагог Анастасия Бондарева. Очень милая и очень молоденькая. Я даже вспомнила свой первый год работы в школе. «Девочка, иди позови учителя!» – просили меня у входа в школу родители. «А это не девочка, это наша учительница!» – хором отвечали мои ученики… Не буду повторять банальность про единственный недостаток молодости. Но по себе знаю, что молодому педагогу завоевать авторитет у учеников особенно непросто.

Как только мы начали разговор с Бондаревой, из класса выбежала девочка и бойко доложила: «А он под ваш стол залез!..»

– Как работается вам, Анастасия Сергеевна? – спрашиваю я.

– Первую четверть отработала. Тяжеловато пока, вливаюсь, – с обезоруживающей честностью признается девушка.

– Находите общий язык с детьми?

– Если и случаются у нас проблемы, то решаем их сами, без привлечения родителей. Пытаюсь сама справиться.

– Как вы, родившаяся пусть в невеликом, но городе, решились приехать в сельскую школу?

– Я родилась в Рубцовске, училась в педагогическом колледже. Сначала приезжала сюда к молодому человеку, потом проходила практику в этой школе – мне понравилось. Сама сюда попросилась. Детки здесь хорошие, их немного – легче найти подход к каждому.

– А перетянуть мужа в Рубцовск или Барнаул не хотели?

– Нет. Мы живем в Поспелихе, муж там работает. У меня на дорогу до работы 
10 минут всего уходит. Я хочу дальше пойти учиться, в следующем году собираюсь поступать в вуз на филфак.

Не правда ли, дорогой читатель, сия лав-стори напоминает предыдущую? И это не может не радовать…

Светлана АЛЕКСАНДРОВА

Справка
«Факел Социализма» был организован в 1934 году на базе коммуны «Пахарь – Заря». В 1950 году произошло укрупнение: сельхозартели «Факел социализма», «Красный Алтай», «Ленинский клич», им. Тельмана были соединены в колхоз «Факел коммунизма». Сейчас в состав Красноалтайского сельсовета входят поселки Вавилонский и Факел Социализма.

 
Фоторепортаж