Как организуют дистанционное обучение в школах Алтайского края

09:15, 01 апреля 2020г, Образование 2682


1
1

Как организовать дистанционное обучение? Этой теме было посвящено селекторное совещание в Министерстве образования Алтайского края, к которому присоединились тысяча директоров школ и руководители муниципальных органов управления образованием.

Часть информации стала неактуальной вечером того же дня, часть – на следующий день. Однако в краевом Минобрнауки настаивают, что в какой-то момент – пока ориентировочно с 6 апреля – школьники все же начнут учиться в дистанционной форме.

Компьютер и сельский староста

Некоторые образовательные организации в силу обстоятельств оказались готовы к этой ситуации лучше многих других. Директор Косихинской средней школы им. А.М. Топорова Наталья Костенкова рассказала, что у ее коллектива уже наработан опыт по организации дистанта:

– Около 20 процентов уроков мы проводим с применением подобных технологий. Как и 10 процентов уроков иностранного языка в наших школах-филиалах. Кроме того, педагоги вплоть до нынешнего года имели материальную поддержку, если занимались на учебных платформах типа «Учи.ру». Так что сегодня они умеют работать на них в штатном режиме. Но такого масштаба применения дистанционных технологий еще не было.

Отчасти этот опыт обусловлен широкой сетью структурных подразделений Косихинской средней школы. Ее филиалами являются Глушинская, Верх-Жилинская, Каркавинская и Плотниковская основные общеобразовательные школы. Кроме того, в Косихинскую школу осуществляется ежедневный подвоз учащихся из других сел. А в самой школе все кабинеты оснащены компьютерами с выходом в Интернет.

По словам Натальи Костенковой, сейчас рассматриваются разные варианты перевода учеников на дистант. Первый и самый простой – когда у ребенка дома есть компьютер с выходом в Интернет. Если ни компьютера, ни Интернета нет (по результатам мониторинга, таких детей оказалось 20 процентов), ученики смогут приходить в школу и получать задания и консультацию от учителя. «Есть еще вариант для сел, где нет ни школ, ни Интернета, но есть стационарный телефон. Там взаимодействие с учителем-предметником будет организовано по телефону, мы подключили к этому сельских старост», – говорит директор.

Помоги товарищу

Директор новоалтайского лицея № 8 Наталья Ерохина рассказала, что особой практики дистанта у ее образовательной организации не было, кроме элементов надомного обучения, подготовки к итоговой аттестации и олимпиадам, использования различных образовательных платформ.

– Мы уделяем особое внимание готовности педагогов, в том числе психологической, – рассказала Наталья Геннадьевна. – Есть группа учителей, у которых большой опыт использования различных образовательных платформ, и они уверенно владеют информационно-коммуникационными технологиями. Но есть и такие педагоги, которые не справятся с этим вопросом самостоятельно. Их мы «прикрепили» к нашим IT-лидерам по принципу «научился сам – помоги товарищу».

По словам замминистра образования и науки края Ларисы Терновой, готового алгоритма, подходящего для каждой отдельной школы, нет и не будет. Главные препятствия для дистанта – отсутствие у ряда учащихся компьютеров с выходом в Интернет, неготовность педагогов и, собственно, некачественный Интернет в населенных пунктах. «В каждой школе, каждом муниципалитете набор проблем будет разный. Главное, коллеги, должно быть четкое понимание, что все проблемы решаемы», – считает Терновая.

Предполагается, что базовым ресурсом для организации дистанта станет АИС «Сетевой регион. Образование». По словам директора краевого информационно-аналитического центра Михаила Рязанова, эта система позволяет формировать тему уроков и назначать домашнее задание. «Мы можем разослать домашнее задание по ученикам. Можно также отслеживать, просмотрели его ученики или нет», – объяснил Рязанов. Ученики в свою очередь могут выполнять задание любым удобным способом: создать компьютерный файл либо написать на бумаге, а потом сфотографировать и отправить фото на проверку учителю. Родители также могут заходить в систему под своим логином и паролем и контролировать учебу ребенка.

Впрочем, предвидя, что нагрузка на «Сетевой регион. Образование» существенно возрастет с началом дистанционной учебы, на селекторе предложили назначить каждому муниципалитету свое время работы в системе.

«Никто не планировал»

– Сегодня мы все переживаем форс-мажорную ситуацию. Никто никогда не планировал распространение COVID-19 и массовый переход на дистанционное обучение – то, что сейчас происходит во всех регионах и в других странах, – обратился к участникам совещания министр образования и науки края Максим Костенко. – Вместе с тем наша задача – сделать все возможное, а может, и сверх того, чтобы обеспечить безопасность детей на территории края. Поэтому важна консолидация усилий родительской и учительской общественности. Самодисциплина – вот что самое основное.

Министр призвал педагогов «сплотиться и разобраться со своим внутренним сопротивлением», а также вспомнить профессиональный стандарт, частью которого является ИКТ-компетентность. По его словам, нужно «проанализировать ресурсы, технические условия как школы, так и семьи каждого обучающегося и индивидуально выстроить дистанционное обучение».

Максим Костенко также сообщил в этот день, что всероссийские детские лагеря отменили свои смены или перенесли их на более поздний срок. Но край по-прежнему находится в режиме подготовки к оздоровительной кампании, а службы Роспотребнадзора работают с муниципалитетами. «Будут дополнительные вводные – будем принимать соответствующие решения, а пока готовимся в полной мере», – сказал министр.

Фоторепортаж