Как ремесло становится искусством

17:20, 26 ноября 2020г, Культура 1387


Как ремесло становится искусством Фото №1
Как ремесло становится искусством Фото №2
Как ремесло становится искусством Фото №3
Как ремесло становится искусством Фото №4
Как ремесло становится искусством Миниатюра №5
Как ремесло становится искусством Миниатюра №5
Как ремесло становится искусством Миниатюра №5
Как ремесло становится искусством Миниатюра №5

Фото Олег БОГДАНОВ

В краевом Художественном музее открылась выставка «Льняная горница», представляющая творчество двух уникальных алтайских мастериц: узорные ткани Ольги Рудаенко и художественную керамику Марины Ивановой.

Духовное единство

Идея совместной выставки принадлежала Ольге Рудаенко.

– Мы познакомились с Мариной в 2017 году, когда в составе автопоезда культуры ездили по районам края в качестве народных мастеров, – рассказывает Ольга. – Тогда я увидела ее керамических тетушек и котов, пригляделась к ней. Поняла, какой это удивительный человек – сдержанный, тактичный и чувствительный. Я просто влюбилась в нее как в мастера, нашла в ней какой-то ответный отклик и предложила: «Давай сделаем что-то совместное?» – «Ну давай попробуем». Мы даже не загадывали какой-то срок.

Художественный музей идею поддержал, и сегодня в экспозиции можно увидеть более 50 предметов: знаменитые браные пояса, узорные полотна и тончайшие льняные палантины Ольги – а в этом антураже обитают жители маленькой керамической деревни, созданные Мариной Ивановой из шелаболихинской глины. Сотрудники ГХМАК говорят: работы этих народных мастеров Алтайского края – пример того, как ремесло становится искусством.

Если работы Ольги Рудаенко следуют в русле практически утраченной на Алтае народной традиции ткачества, то произведения Марины Ивановой, по словам куратора выставки Татьяны Боровцовой, «традиционны настолько, насколько традиционен сам материал»:

– Традиция в керамике – это либо посуда, гончарная или лепная, либо мелкая пластика – свистульки, игрушки, которые умещаются в детскую ладошку. С этой точки зрения у Марины, конечно, художественная керамика. Но образы, которые она воссоздает в своем творчестве, безусловно, традиционны – это деревенская тема, и одного взгляда на эти вещи хватает, чтобы понять, что это очень народно. У нас в крае не так уж много мастеров, которые могут работать так эстетично, со вкусом, выверенно. Я думаю, на этом и основано удивительное духовное родство двух очень разных мастериц. Ткачество и керамика – это же как лед и пламень!

Мастерство по Интернету

Судьба Ольги Рудаенко – это история обретения дела всей жизни. В юности она мечтала стать археологом. Но родители в перестроечные годы посоветовали выбрать надежную профессию – и она стала бухгалтером. «Это было скучно, не мое. Нагрузка на психику нереальная, все-таки человек должен найти себя, прийти к тому, что близко и дорого», – говорит она.

Как это произошло? Благодаря мастер-классу в Интернете! Именно так 10 лет назад Ольга начала ткать пояса.

– Я постепенно разобралась в браном ткачестве, все это очень долго и кропотливо. Спросить совета было не у кого – я не знала в крае ни одного человека, который бы этим занимался. Но в районных краеведческих музеях всегда выставляются старинные пояса. Фотографируешь образцы, приезжаешь домой, делаешь схему.

– То есть вы без учителя освоили сложное ремесло, вышли в народные мастера и выставляетесь в краевом музее? – уточняем у Ольги.

– Да, получается, я самоучка. Просто к этому должна лежать душа.

Впрочем, огромную роль, по ее словам, сыграла поддержка мужа Алексея, который сделал для нее первый ткацкий станок. «Он изучил, как они устроены и как работают, но чертеж делал сам, у него техническое образование и склад ума. И вот уже шесть лет я не могу и день провести без моего станочка». Потом муж сделал для нее еще несколько станков – один из них, простой, на котором Ольга проводит мастер-классы, сейчас можно увидеть на выставке. Как и отреставрированную прялочку – Ольга говорит, она была совершенно «убитая», но Алексей привел дерево в рабочее состояние, осталось только настроить механизм. Прядение, как признается мастерица, лучше пустырника и валерьянки: «Села, закрутила это колесо, смотришь, как нить вытягивается, – и уходишь в какую-то свою вселенную. Изумительный отдых!»

Свои орнаменты

Благодаря Алексею и нынешняя экспозиция состоялась в том виде, как мечтала мастерица: в ее центре – деревянное окно, в котором видна любимая Ольгина степь, источник вдохновения. Рядом – лавка и отреставрированный мужем сундучок. Настоящая деревенская горница.

– Алексей проделал большую часть работы, так что нам было легко монтировать эту выставку, – говорит куратор Татьяна Боровцова. – Его золотые руки позволяют Ольге создавать такие шедевры. Знаете, легко быть мастером на промысле, где тебе всегда подскажут и научат. А когда ты один в поле воин, как Ольга в Алтайском крае… Ведь узорное ткачество у нас было практически утрачено в 1930-е годы и воссоздавать его очень сложно.

И здесь, говорит сотрудница ГХМАК, нужно отдать должное огромному интересу мастерицы к этнографическим образцам. Правда, сегодня Ольга Рудаенко уже сама создает орнаменты, сдержанные и ничуть не уступающие по красоте традиционным, отработанным столетиями. «Нам повезло, что такой мастер появился в нашем крае, – говорит Боровцова. – И может быть, когда-нибудь у нее появятся ученики. Это достойное искусство нужно возрождать».

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж