Как стать партнером государства

15:09, 10 июля 2018г, Экономика 1218


1
1

Представители крупных российских госкомпаний советуют алтайским предпринимателям смелее предлагать им свои услуги, участвуя в закупочных процедурах. Об этом шла речь на семинаре, организованном Корпорацией МСП и правительством края.

Квота

Впервые в Барнауле на прошлой неделе собрались предприниматели региона и представители крупнейших компаний России, таких как РЖД, «Ростелеком», «Россети», «Интер РАО», «РусГидро», «Аэрофлот», «Автодор», «Росатом». Цель семинара – помочь алтайскому бизнесу обзавестись новыми деловыми партнерами.

Коммерческая деятельность компаний, в которых доля государственной и муниципальной собственности больше половины, регулируется множеством законов, в том числе 223-ФЗ. Этот правовой акт, в частности, предусматривает, чтобы госпредприятия не менее 18% продукции закупали у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП). Мера очень правильная, позволяющая «малышам» и «середнякам» расширить рынки сбыта своей продукции. Тем более для СМСП предусмотрены преференции. Например, заказчик обязан заключить договор поставки в течение 20 дней после прохождения конкурсной процедуры, размер обеспечения заявки не может составлять более 2% ее стоимости, а рассчитаться с исполнителем надо не позже 30 дней после выполнения. За тем, как исполняется 223-ФЗ, следят Корпорация МСП и Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Когда была введена квота, некоторые госпредприятия, чтобы выполнить ее, вынуждены были «бегать» по регионам в поисках исполнителей. Но теперь наоборот: субъекты МСП жаждут предложить свои товары, работы, услуги государству. Если в 2016 году объем закупок у МСП составил 1,5 трлн рублей, то 2017 году – более 2 трлн. На этот год президент страны Владимир Путин поставил задачу довести его до 3 трлн. И Корпорация МСП активно расширяет пул госзаказчиков. Их число выросло за 2,5 года с 35 до 1420. Перечень закупаемой госкомпаниями продукции на сегодня составляет около 200 тысяч наименований.

Успехи

По результатам 2017 года алтайские предприниматели поставили госкомпаниям товаров, работ и услуг на сумму более 8 млрд рублей, заняв 7 место в Сибирском федеральном округе. Лидером по закупкам в крае стали «Ростелеком» – 1,1 млрд рублей, РЖД – 524 млн, Сбербанк – 354 млн. «Я думаю, что вдвое эта сумма может быть увеличена вполне», – высказал мнение советник гендиректора Корпорации МСП Виталий Машков.

В свою очередь врио вице-губернатора, министра экономического развития Николай Чиняков сказал, что правительство края на протяжении последних двух лет активно занимается продвижением продукции наших предприятий МСП для крупнейших российских компаний. В этом направлении есть и успехи, и есть над чем работать.

Он вспомнил о недавнем ознакомительном визите представителей госкомпании «Автодор», презентации алтайской продукции и услуг для компании «Транснефть», скором визите в край руководителей «Россети», об участии наших предприятий в выставке «Армия-2018». В качестве положительного примера Николай Чиняков привел работу с «Татнефтью». За полтора года количество алтайских поставщиков этой компании выросло с 3 до 28. Они предлагают не только товары, но и научные разработки.

«На территории края тоже есть 7 госкомпаний. Мы консолидировали их закупки на одной площадке и работаем над совершенствованием их закупочных процедур», – сообщил врио вице-губернатора.

Проблемы

Между тем из уст присутствующих в зале предпринимателей прозвучало немало претензий к госкомпаниям.

Так, руководитель небольшой алтайской фирмы Вячеслав подтвердил, что доступ к крупнейшим заказчикам действительно стал достаточно свободным. Но не всегда они вовремя рассчитываются. Например, МРСК Сибири задолжала Вячеславу несколько миллионов и не рассчитывается полгода. «Для нас это большие деньги. И если бы не банковские кредиты, за счет которых сейчас работает компания, то нам можно было уже закрываться», – признался предприниматель.

Представитель компании, занимающийся специальной оценкой условий труда, жаловался на то, что московские конкуренты опускают цену ниже себестоимости.

Руководитель компании «Альфа-спорт» Анна Левашова обратила внимание на то, что в договорах устанавливаются слишком короткие сроки без учета времени на доставку. В результате отрезается большая часть поставщиков из отдаленных регионов.

Контрактный управляющий из института повышения квалификации руководителей АПК жаловалась на то, что предприятия составляют закупочную документацию, ориентируясь на конкретного исполнителя. В конкурсе на образовательные услуги госорган выставляет такие условия по наличию площадей, которые может выполнить только один из алтайских вузов. При этом условия явно необоснованные.

«Каким образом общая площадь учебного заведения может повлиять на качество образования одной группы из 19 человек?» – вопрошал контрактный управляющий. – Процедура выглядит как конкурентная, но выигрывает всегда один и тот же участник. При этом ФАС разводит руками, мол, ничего не можем сделать, всё законно. Я прошу Министерство экономического развития края обратить на это внимание».

Представитель Минэкономразвития ответил, что все закупочные процедуры контролируются ФАС и в случае нарушений необходимо подать заявку. «Каждое дело рассматривается, и если нарушение выявлено, ФАС реагирует очень жестко, налагая штрафы в том числе на сотрудников, проводящих конкурсные процедуры», – заверил чиновник.

«Если у нас при закупках возникают такие ситуации, то их рассматривает антимонопольный комитет группы компаний «Российские автомобильные дороги», – поделилась опытом одна из ее топ-менеджеров Ольга Алексеева.

Алексей Пономарев из «Ростелекома» заметил, что при всем ужесточении закупочных процедур всегда остается возможность выполнить закон по форме, не выполняя его по сути. «Нас эта проблема тоже заботит, – признался Алексей Пономарев, – так как ФАС не всегда защищает экономическую суть закупок. Моя задача – контролировать эффективность закупок «Ростелекома», которых в год около 70 тысяч. И не всегда подразделения на местах действуют в интересах компании, поэтому мы создали механизм обратной связи с поставщиками услуг на сайте «Ростелекома». Если вы видите злоупотребление, то, во-первых, свяжитесь с представителями компании».

Николай Чиняков сказал еще об одной проблеме: предпринимателям трудно отследить все закупочные процедуры, приводящиеся в стране на 170 торговых площадках. Поэтому с 1 октября их количество сокращается до 10, что вдобавок исключит возможность иметь крупным заказчикам «карманные» площадки. Изменится процедура подачи заявок: она станет еще прозрачнее. Заказчик до самого последнего момента не увидит, чье предложение победило. Все процедуры будут строго регламентированы законом.

А самим предпринимателям надо помнить, что крупные госкорпорации обычно конкурируют на мировом рынке. И чтобы стать их партнерами, нужно обновлять основные фонды, совершенствовать качество своей продукции и заниматься инновациями.

Фоторепортаж