Как я в шахматы играл…

18:50, 01 ноября 2017г, Спорт 1803


1
1

Предложение поиграть в шахматы поступило неожиданно от одной хорошей знакомой. Диалог наш был примерно следующим:

– Слушай, тут в 12-й школе шахматный кружок работает. Тренеры хотят, чтобы ребята поиграли с каким-нибудь известным в городе человеком. Выручишь?

что я какой-то сильно известный в городе – это, конечно, можно поспорить. Впрочем, Бийск – город небольшой, через пять человек все друг другу знакомы и, соответственно, «известны». А вот в шахматы играть нравится. Поэтому и согласился.

Помню, в моей школе было настоящее шахматное поветрие. После каждого урока мы спешили наперегонки в «Комнату пионеров», тогда еще были такие комнаты, и всю перемену резались в шахматы, причем играли и младшие школьники, и будущие выпускники.

В кружке было интересно, даже приходилось с переменным успехом участвовать в соревнованиях. И тут такой шанс – вспомнить былые навыки, пусть и с ребятами младшего школьного возраста. Сразу же решил – буду поддаваться, чтобы им уж совсем обидно не было. Однако играть неожиданно для себя пришлось в полную силу, и даже её не хватило. шахматы не прощают самонадеянности.

Поддаваться не пришлось

Сама игра проходила в субботний день в спортзале школы № 12 г. Бийска. Там мою скромную персону ждал первый сюрприз. Оказывается, это была не просто игра, а настоящий шахматный турнир с поднятием флага России, исполнением гимна нашего государства и другими непременными атрибутами соревнований подобного уровня. Только после завершения необходимого церемониала начался сеанс одновременной игры на 20 досках. Сеансером, как вы уже, наверное, догадались, неожиданно оказался автор этих строк.

Ну что ж, подумалось мне, где наша не пропадала, попробую себя и в сеансе одновременной игры. тренеры юных шахматистов, учащихся вторых, третьих, четвертых классов, Ирина Карпова и Сергей Беляев немного успокоили, дескать, здесь человека 2 – 3 играют на разряд, а остальные пока только учатся.

А за шахматными досками в это время меня ожидали Радышевский Даниил, Жалимов Даниил, Богомолова Мария, Захарова Полина, Джаббаров Вусал, Яковлев Степан и их друзья.

И вот сеанс начался. Для такого шахматиста, как я, это был первый такой интересный опыт. Всегда играл на одной доске, тщательно продумывал последствия того или иного хода, подолгу размышлял над ходами противника. А тут оказалось 20 досок, на каждой развивается своя ситуация и везде надо следить, какую такую «нехорошую вещь» собираются задумать юные шахматисты.

Мат от второклассника

Оказалось, что это тяжело – играть на нескольких досках сразу. Да и противники не особо жалели пришедшего к ним гостя, а постоянно строили всяческие шахматные каверзы. В конце концов на одну из них я и попался. Вы, наверное, будете смеяться, но мне поставил мат второклассник. Я недоуменно взирал на доску и не мог поверить, что это вообще могло произойти. Но позиция ясно говорила – это мат, конец игры, finita... Мой король оказался под ударом, вследствие чего, немного посомневавшись, он выбросил белый флаг. Мы пожали друг другу руки. Что сказать, молодчина!

Сеанс одновременной игры вновь пошел своим чередом, но это длилось недолго, так как ещё один молодой человек неожиданно произнес самое страшное для шахматиста слово – «мат». Мой бедный король бездарно сложил голову под ударом сразу двух фигур – ферзя и коня. И сделать уже ничего было нельзя. Красивый мат, одним словом. И снова крепкое рукопожатие и поздравление от души.

Сеанс продолжился и ноги как-то начали потихоньку ныть – походи-ка от одной доски к другой. Спасибо тренерам – через некоторое время они поставили стулья у досок, за которыми приходилось задерживаться подолгу, так как за ними сидели неслабые игроки. Вот все-таки вопрос! Как гроссмейстеры играют на десятках досок, это ж ноги можно истоптать?!

Игра шла своим чередом, и вот снова опасный момент – мат! Ура! Наконец и моя очередь пришла произнести это замечательное слово. Юный шахматист просмотрел угрозу, за что и поплатился. Традиционное пожатие рук  – и вновь с головой в шахматные баталии.

После ещё одного круга подошел Сергей Беляев с просьбой провести награждение уже сыгравших. С удовольствием вручил грамоты и сладкие призы победителям и грамоту за волю к победе проигравшему ученику.

Игра вновь продолжилась, и чем бы кончилось дело, трудно сказать. Спасенным от серии обидных проигрышей, а может быть, лишенным ряда блестящих побед над юными противниками я оказался из-за того, что надо было срочно ехать уже в другое место. Целых два часа за игрой пролетели незаметно. Меня мужественно подменил тренер, который и завершил сеанс одновременной игры с мальчишками и девчонками.

Важные уроки

Собираясь уезжать, зашел на несколько минут к директору школы № 12 Марине Ресслер и поблагодарил её за столь ценный приобретенный опыт. Она в свою очередь пригласила бывать у них почаще, играть с учениками, над чем, конечно, я пообещал подумать. Про себя добавил – крепко подумать. Как ни крути, а проигрывать детям мне не особо нравится. Впрочем, это все шутка.

На самом деле я получил истинное удовольствие и от сеанса одновременной игры, и от общения с детьми. Кстати, организаторы очень серьезно подошли к соревнованиям. Юные шахматисты с удовольствием пили сладкий чай и кушали пирожные, пока ожидали своего хода. Обиженным с турнира не ушел ни один. Лидеры получили дипломы победителей; участники, проигравшие свои партии, – дипломы за волю к победе, а я – бесценный опыт и отличное настроение на весь день!

Когда ехал дальше по делам, в голове крутилась мысль – а ведь права была министр образования России Ольга Васильева, предложившая ввести уроки шахмат в наших школах. Пусть даже по-настоящему талантливых шахматистов будет немного, но эта игра не пройдет даром для ребят – научит их стратегическому мышлению, основам анализа, тактике и другим полезным качествам.

Павел СИДОРЕНКО (фото предоставлено МБОУ «СОШ № 12»)

 
РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж