Как жителям Алтайского края решать проблемы с управляющей компанией

13:05, 14 марта 2018г, Общество 1313


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

Только проявляя активность и находя общий язык с руководством управляющей компании (УК), владельцы квартир могут решать проблемы, возникающие при эксплуатации своей многоэтажки. К такому мнению пришли участники дня открытых дверей, который прошел в последний зимний день в барнаульской управляющей компании «Строитель» и еще в 84 УК алтайских городов.

Собственники жилья шли за консультациями в офисы управляющих компаний. В части из них побывали представители Государственной инспекции Алтайского края, чтобы ответить на интересующие граждан вопросы.

Проблемы и достижения

В коридоре офиса одной из лучших в Барнауле управляющих компаний «Строитель» было многолюдно. Пришли наиболее активные жильцы, чтобы узнать, когда ждать ремонта в их домах, планируется ли снижение тарифов, и пообщаться с руководителем Государственной инспекции Алтайского края Андреем Степановым.

Второй раз там проходит день открытых дверей с участием руководителей Госинспекции. И это не случайно. На сегодня УК обслуживает более 160 тысяч квадратных метров жилья. Оценивая текущий отопительный сезон, директор «Строителя» Александр Радин сказал, что зимний период его команда отработала достойно, никого не заморозила, аварийных ситуаций не было.

Но есть проблемы, которые управляющей компании решить не под силу. Например, эксплуатируемые дома достаточно старые и в них проектировщики не предусмотрели возможность постоянной циркуляции горячей воды. Чтобы дождаться нужной температуры, приходится долго сливать, это приводит к непродуктивным затратам. Такая ситуация, по словам Александра Радина, наблюдается в 70% жилого фонда Барнаула и тем более в других городах.

В Барнауле принята пятилетняя программа, предусматривающая реконструкцию системы горячего водоснабжения Ленинского и Индустриального районов, но из-за недостатка средств она до сих пор не выполнена. А по другим районам города такой программы вовсе нет.

Или взять вывоз мусора. В связи с ростом тарифов на его прием на полигонах ТБО барнаульцам теперь приходится платить за него вдвое больше, хотя в абсолютном выражении это небольшие суммы. Скажем, платили сто рублей с семьи, стали – двести. «Конечно, мы не хлопаем в ладоши, но куда деваться, выбора нет, – констатирует Зоя Васильевна, жительница соседней многоэтажки. – Проблема еще в том, что в наши контейнеры сгружают свой мусор соседи из частного сектора не платя за него вовсе. Как с ними бороться, не знаю».

«У нас вывозом ТБО занимается компания «Механизатор», – объясняет Александр Радин. – Мы просим ее активнее заключать договоры с владельцами усадеб на вывоз мусора, тогда им незачем будет носить нечистоты в наши контейнеры».

Поговорили и о хорошем. Например, о том, что планы по текущему ремонту жилья выполняются. «Строитель» чинит подъезды, козырьки,  кровли, водосточные системы. Та же Зоя Васильевна вспомнила, как в прошлом году собралась стеклить балкон, но над ним плита была в дырках. Обратилась в управляющую компанию, там согласились, что плиту надо реставрировать. «Мне ее бесплатно и качественно отремонтировали, прямо как новенькая», – благодарит владелица квартиры. 

Общедомовые нормативы последнее время сократились. Но председатель домового комитета дома № 131-а на улице Георгия Исакова Игорь Кривоногов объясняет, что их размер зависит от порядочности жильцов. С 20 по 23 число каждого месяца собственники должны подавать показания своих счетчиков воды. Управляющая компания учитывает данные общедомового счетчика, а поскольку 30 – 36% жильцов показания не сообщают, то возникает разница, за которую приходится рассчитываться остальным. Не подают сведения те владельцы, в квартирах которых проживает больше людей, чем прописано. При этом те, кто платит, не хотят искать справедливости, заставлять неплательщиков рассчитаться. Они даже на собрание выйти из своей квартиры не хотят.

«У нас уже дом старый, хотел поменять козырьки над подъездами, чтобы не дай бог кому на голову не свалились. 90% жильцов согласились. Мы с помощью ЖЭУ отреставрировали. Сейчас одна бабушка подала на меня в суд, требует вернуть всё как было», – возмущается домком. 

Еще один болезненный вопрос для крупных городов – нехватка парковок. Автовладельцы не знают, куда приткнуть свою машину, заезжают на газон, жильцы их за это ругают. «Чтобы смягчить ситуацию, мы с управляющей компанией придумали расширить дорогу возле нашего дома. Для этого требовалось 350 тысяч рублей. Но где их найти, если у нас всего 100 квартир? Мы сегодня не можем собрать по 100 рублей на спил деревьев, – разводит руками Игорь Кривоногов. – Чтобы капитально отремонтировать крышу 6-подъездного дома, по моим расчетам, надо 6 – 8 млн рублей. За 10 лет мы по программе капитального ремонта соберем всего 2,5 млн рублей. Казалось бы, надо увеличивать сборы, но как увеличить, если 60% жильцов пенсионеры?» 

В то же время старшая по дому № 50-а/1 на ул. Советской Армии Галина Попова надеется, что этим летом у них будет ремонт подъездов и крыши. Изначально он планировался в 2026 году, но удалось собрать средства на экспертизу крыши, и забрезжила надежда.

Налаживайте диалог

В крае работает более 200 управляющих компаний. И успех их деятельности во многом зависит от деловых и личных качеств директоров УК, считает Андрей Степанов, руководитель Государственной инспекции Алтайского края.

Немало управляющих компаний, к которым у Государственной инспекции есть претензии по качеству выполнения работ, взаимоотношению с собственниками жилья. «Если они не могут решить свои вопросы, то обращаются в Госинспекцию и мы вынуждены вмешиваться. Это неправильно, – уверен Андрей Степанов. – Лучше, когда жильцы проблемы решают с управляющей компанией, как это происходит в УК «Строитель». Наладить такой диалог призваны дни открытых дверей, чтобы было понимание, кто за что отвечает».

Но руководитель Госинспекции края предупреждает жильцов, что требовать от УК можно не больше, чем они должны делать по закону. Жилой фонд, которым компании управляют, далеко не новый и требует постоянного вложения средств. Это многие жильцы не хотят учитывать, выдвигая претензии. К тому же многие собственники квартир думают, что их проблемы кто-то должен решать за них. Полагают, что зона ответственности заканчивается порогом квартиры, а с неполадками в остальной части дома разберется управляющая компания. «Но для этого нужны волеизъявление всех собственников и их финансовый ресурс, – объясняет руководитель Госинспекции края. –  И требуется помощь домкомов, чтобы понуждать жильцов ответственно относиться к общедомовому имуществу». К сожалению, нередки ситуации, когда в доме нет инициативного, ответственного человека, способного аккумулировать мнения граждан.

В то же время задача Госинспекции края – выявлять лучшие практики решения коммунальных проблем и транслировать их другим УК. «И в этом нам помогают такие управляющие компании, как «Строитель», – признался Андрей Степанов.

Фоторепортаж
Блоги