Каменная царица Горной Колывани

15:00, 03 декабря 2017г, Культура 6037


1
1

Серо-фиолетовый порфир – редкий по нынешним временам камень. Найти что-то подобное сегодня если не невозможно, то как минимум очень сложно. Именно из этого материала изготовлена алтайская ваза Колыванского камнерезного завода, которую преподнесли генеральному директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому.

С алтайским камнем

Алтайская делегация приняла участие в XII Международном медиафоруме молодых журналистов Евразии «Диалог культур». По традиции он проходит в Эрмитаже. В рамках форума директор Колыванского камнерезного завода Андрей Михеев преподнес Михаилу Пиотровскому подарок.

Как уточнил начальник сектора по взаимодействию с федеральными СМИ управления связи и массовых коммуникаций Алтайского края Вячеслав Киричук, вазу вручили в личную собственность Пиотровскому, но при этом не исключено, что он выставит ее в Эрмитаже.

– Мы всегда работали только с нашими алтайскими камнями. Порфир, из которого выполнена ваза, добыт на Коргонском месторождении Чарышского района. Здесь, в Эрмитаже, уже стоит наша колыванская «Царица ваз», мне кажется символично, что спустя столько лет мы привезли с собой такой подарок, – сказал Андрей Михеев.

Обойти вниманием саму «Царицу ваз» мы не смогли, поэтому вместе с Андреем Михеевым направились в зал, где выставлена Колыванская чаша.

«Чаша сия сделана на Колыванской шлифовальной фабрике из Ревневской яшмы по рисунку архитектора Мельникова; в поперечнике 7 аршин, вышиной вместе с пьедесталом и ножкою 3 аршина 10 вершков, весом более 1200 пуд.

Камень добыт в 1829 году Унтер-Шихтмейстером Колычевым и обсекался на месте 2 года. Чаша совершенно окончена в начале 1843 года. Отправлена с фабрики в Феврале под наблюдением берггешворена 12 класса Ивачева и доставлена в С.-Петербург в августе того же года. Во время следования сухим путем до реки Чусовой, на расстояние 2 тысяч верст запрягалось под нее от 120 до 160 лошадей» – табличка с этой надписью привлекает всех без исключения посетителей, пришедших полюбоваться на уникальный экспонат.

Долгий путь

История изготовления вазы известна: в 1815 году на Ревневской каменоломне был обнаружен и расчищен крупный утес зелено-волнистой яшмы. Чтобы отделить камни для обработки, рабочие в теплое время сверлили отверстия по линии желаемого откола, заполняли их водой, затем выскребали застывший лед и заливали воду вновь. Вода образовывала трещины, затем их расширяла.

Спустя четыре года в той же каменоломне был обнаружен монолитный участок шириной 11 метров. От него удалось отделить камень длиной 8,5 метра, однако из-за трещины и его были вынуждены разделить на две неравные части. К счастью, большая из них длиной 5,6 метра оказалась пригодной для работы. Только спустя почти восемь лет на Колывани приступили к работам. 230 рабочих вытаскивали камень к каменотесному сараю, около 100 мастеров занимались первичной обработкой камня. В 1830 году каменную глыбу переместили на 30 верст в Колывань. Для этого понадобились силы 570 человек. Более десяти лет ушло на изготовление емкости, орнамента и полировку поверхности. К этому времени был найден камень для изготовления пьедестала. 

Полгода чашу доставляли в Петербург, затем достаточно долгое время баржа с ней простояла у Аничкова моста на Фонтанке, потом на набережной Невы рядом с Эрмитажем. В 1845 году ее было решено поместить в проезд здания Эрмитажа.

Мы не могли упустить возможность заглянуть и узнать, что находится внутри чаши, тем более что технические условия позволяли это сделать. Оказалось, что плавная выемка идет не до конца – внутренняя часть чаши оставлена монолитной. Впрочем, как пояснил Андрей Михеев, это вполне логичное решение – размеры вазы таковы, что если оставить стенки чаши тонкими, она просто сломается.

На достойном месте

Нынешние экскурсоводы Эрмитажа очень любят задавать посетителям каверзный вопрос: через какие двери занесли Колыванскую чашу? Не посвященные в историю создания экспоната обычно теряются. При этом общеизвестен факт, что во время Великой Отечественной войны «Царицу ваз» обкладывали мешками с песком, поскольку вынести ее не представлялось возможным. После бомбежек рабочим Эрмитажа приходилось вычерпывать воду из ее емкости, которая попадала внутрь сквозь дырявую крышу. А вот чтобы занести ее, пришлось разобрать одну из стен.

Вообще в Эрмитаже представлено далеко не единственное изделие Колыванской шлифовальной фабрики. В каталоге музея насчитывается 89 ваз, торшеров, чаш, 4 камеи. Достойное место колыванские изделия занимают в одном из залов, выставленные вместе с вазами, выполненными камнерезами Петербурга и Екатеринбурга. Внимательный посетитель уже очень скоро начинает различать камни и понимать, чье изделие он видит перед собой: яркие, сочные краски Петергофа, малахитовую зелень Урала или приглушенную, строгую красоту Горной Колывани.

– Наш завод всегда работал только с алтайскими камнями: ревневской яшмой, белорецким кварцитом и коргонским порфиром. Три камня, но целая палитра расцветок, которая позволяет изготавливать самые разные изделия, сувенирную продукцию, – рассказывает Андрей Михеев.

Алтайский камень – самый прочный. С ним тяжелее работать, но и простоит он тысячелетия. Поэтому и уход за изделиями очень простой – время от времени необходимо протирать их мягкой тряпочкой.

Сегодня завод работает благодаря поддержке правительства края. Перебоев нет, количество заказов определяет двухсменный график работы.

– В прошлом году закончили мозаичные панно, жертвенник и престол для курьинской церкви, заканчиваем большие вазы в административные здания, школы и учреждения здравоохранения. Скоро начнем работать над изделиями для Художественного музея. Туда мы сделаем плитку, ступени, большое количество мозаичных панно и большие вазы в фойе, – поделился с нами планами Андрей Михеев.

Кстати, это не единственный подарок, с которым приехала в Санкт-Петербург алтайская делегация. От журналистского сообщества края и Колыванского камнерезного завода палитра алтайского камня была преподнесена председателю медиаконгресса «Содружество журналистов», секретарю Союза журналистов России Ашоту Джазояну.

Справка
Колыванская чаша – самая большая в мире ваза из твердого камня. Высота ее с пьедесталом – 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый – 3,22 м. Вес ее более 19 тонн. Большая Колыванская ваза является одним из государственных символов Алтайского края. Она изображена на гербе и флаге региона, а также на ордене «За заслуги перед Алтайским краем».

Вячеслав КИРИЧУК (фото)

Фоторепортаж