Когда водитель – спасатель

13:14, 30 октября 2017г, Общество 1594


1
1

Николай Пунигов за баранкой почти 35 лет. Из них 31 год – в скорой медицинской помощи. Более десятка лет имеет квалификацию «спасатель», полученную после учебы и нескольких переаттестаций в центре медицины катастроф. Не секрет, что от профессионализма водителей «скорой» в немалой степени зависит, успеют ли фельдшеры вовремя к больным, счет жизни которых идет на минуты, удастся ли доставить пострадавших в больницу в короткие промежутки отведенного для их спасения времени. Водитель здесь не просто шофер, он часть дежурной бригады. День работника автомобильного транспорта страна отмечает 29 октября.

С комбайна на танк

Родом Николай Пунигов из Панкрушихинского района. В родной Световской окончил восьмилетку. К технике всегда был неравнодушен. Как и многие сельские пацаны, прошел через «эволюцию»: велосипед – мопед – мотоцикл.

– Но первой настоящей детской любовью был ЗИЛ-130, – вспоминает Николай Михайлович. – Мальчишкой с трепетом смотрел на эти машины, страшно хотелось в такой хотя бы посидеть. А когда водители сажали в кабину и даже разрешали руль покрутить, счастью не было предела.

После восьмилетки Николай уехал в Камень учиться на тракториста-машиниста широкого профиля в СПТУ-19. Понимал, что в селе с такой профессией всегда можно устроиться. Параллельно согласно учебной программе училища и в созвучии с мечтой получил права категории «С», стал водителем третьего класса. В совхоз «Подойниковский» в 1983 году вернулся дипломированным специалистом. Работал около года в первом отделении в сезон трактористом, комбайнером, зимой – на рембазе. А весной 1984 года уже изучал на практике устройство танка в городе Эберсвальде-Финов на востоке ГДР – на срочную службу в армию он был призван в танковые войска в составе Группы советских войск в Германии.

– Два года на чужбине… – задумчиво погружается в воспоминания мой собеседник. – Можно, конечно, было продолжать служить, военную карьеру делать. Но в родных краях лучше. Вернулся в деревню. На категорию «В» отучился. Вскоре позвали в Камень. Место хорошее светило. В ту пору устроиться на скорую помощь водителем было невероятно сложно. Это была своего рода элита водительская. Удобный график, хорошая зарплата, служба такая важная. Мне тогда помог попасть сюда Александр Липатников, водитель «скорой». Сначала на ремонт взяли, неофициально. А с 1 июля 1986 года приняли водителем.

«Своих не бросаем»

Рассказывая о начале работы на станции скорой помощи (так раньше называлось это подразделение Каменской ЦРБ), Николай Михайлович с благодарностью вспоминает свою первую бригаду водителей, своих наставников Александра Липатникова, Ивана Овчарова, Владимира Русанова. Водители работают бригадами – по четыре человека на одной машине, дежурят сутки через трое. Сегодня Николай Пунигов – бригадир, самый опытный водитель в отделении скорой медицинской помощи Каменской центральной районной больницы. Под его началом трудятся Виктор Малыхов, Петр Пивоваров, Александр Лысенко. Все ответственные, добросовестные, дружные.

– Когда ломается автомобиль, мы не можем допустить, чтобы он надолго вышел из графика, поэтому собираемся все вместе и чиним, – поясняет бригадир. – Мы работаем на «Газели». Она мягче, удобнее УАЗа. Но больше подходит для лета и межсезонья. А по бездорожью и зимой УАЗ незаменим. Есть в нашем машинном парке реанимобиль на базе «Фольксвагена». Его чаще всего используют для перевоза тяжелобольных в барнаульские клиники, в редких случаях – на вызовы по городу. Всего в отделении четыре автомобиля, оборудованных необходимой техникой для оказания неотложной медицинской помощи. На них работают 16 водителей четырьмя бригадами.

Рассказывая об особенностях труда водителя в столь специфичной экстренной службе, Николай Михайлович отмечает, что профессионализмом в экстремальном вождении дело не ограничивается. Важно ведь не только быстро приехать, но и бережно доставить больного в стационар, не растрясти. Поскольку «скорая» давно уже работает без санитаров, водителю зачастую приходится помогать фельдшерам нести больных на носилках до машины, подключать и настраивать оборудование для реанимационных действий.

– А порой водителям приходится спасать не только больных, но и самих фельдшеров – от непривязанных собак во дворах пациентов, а бывает, что и от самих пациентов, – поддерживает разговор заведующий отделением скорой медицинской помощи КГБУЗ «Каменская ЦРБ» Сергей Кривощеков. – Нередки вызовы в дома к пьяным людям, иной раз находящимся в неадекватном состоянии. И у нас нет права отказать дебоширам в помощи. Фельдшеры и водители должны быть терпеливыми и вежливыми, в любой ситуации выполнять свой профессиональный долг. Николай Пунигов в этом отношении редкостной выдержки человек, неконфликтный, но со стержнем, умеет убеждать. И водитель он высококлассный.

«Кто, если не мы»

Пьяный контингент – особая тема. С упразднением вытрезвителей забота о спасении их жизней как-то сама собой легла на медработников. Когда прохожие видят лежащего на улице человека крепко подшофе, звонят в первую очередь сегодня уже не в полицию, а в неотложку, боясь, что пьяный просто замерзнет или умрет от сердечного приступа.

– Летом не так много звонков, – говорит старший фельдшер отделения скорой медицинской помощи Каменской ЦРБ Надежда Долженок. – Тепло – проспится да домой идет. А вот зимой… Уже готовимся к сезону. А кто, кроме нас, им поможет? Везем в больницу, если есть угроза жизни. Если нет – фельдшеры и водители пытаются растормошить клиента, добиться адреса и везут домой. Вот так и работаем в качестве такси в то время, когда в неотложной помощи кто-то может остро нуждаться.

Отдельный разговор – дороги и культура поведения участников дорожного движения.

– В Правилах дорожного движения прописана обязанность пропускать спецтранспорт с включенными звуковыми сигналами и проблесковыми маячками, – напоминает Николай Пунигов. – Но у водителей скорой медицинской помощи нет права требовать соблюдения этого правила. Этот контроль – за ГИБДД. Мы можем только сигналами просить водителей уступить нам дорогу. К сожалению, уступают не всегда. Автомобили скорой помощи – такие же участники дорожного движения. У нас нет привилегий в плане ПДД. Когда случается ДТП с участием «скорой», мы не имеем права покинуть место происшествия. Приходится вызывать другую бригаду и перегружать больного. Мы не вправе ехать на красный свет светофора, выезжать на встречную полосу и т. п. Но иногда, чтобы спасти человека, приходится нарушать. Прилетают штрафы. Хотя давно идут разговоры о том, как урегулировать этот момент.

– Состояние каменских дорог, что летом, что зимой, очень затрудняет нашу работу, – поддерживает разговор Надежда Долженок. – Летом ямы и ухабы сильно влияют на скорость. А зимой нередко спасаем не только мы, но и нас. Прошлой зимой особенно тяжело было. По не чищенным от снега улицам нашим машинам бывает невозможно подъехать не то что к дому больного, а даже в проулок заехать. Застревают подчас. Обращаемся за помощью к нашим коллегам из МЧС. Они своей мощной техникой выдергивают наши автомобили из снега. А в экстренных случаях приезжают и помогают фельдшерам и нашим водителям выносить тяжелых больных с верхних этажей, нести носилки из домов до машины скорой помощи. Зачастую фельдшеры вынуждены идти пешком по сугробам приличные расстояния там, где автомобиль не смог проехать.

Об одном таком трагическом случае, произошедшем недавно в Камне, наша газета уже сообщала. Зимой в частном доме угарным газом от топившейся печи отравились два подростка, оставшиеся одни. Из-за снежных заносов автомобиль неотложки не смог добраться до пострадавших, фельдшеры пошли к ним пешком. Одного мальчика медики спасти не успели.

Надежда Николаевна с сожалением отметила, что из-за низкой зарплаты текучка в водительской среде неотложки сегодня очень велика. Нагрузка и ответственность не сопоставимы с оплатой их труда. Водитель в среднем совершает в месяц порядка 330 выездов. В зимнее непростое время – в разы чаще. «Если бы скорая медицинская помощь в Камне была обособленной станцией, как в Бийске, Барнауле, Рубцовске, то мы бы по ТФОМС сами себя не просто окупали, но и смогли бы достойно экипировать сотрудников, повысить им зарплату. Но пока мы отделение-донор для ЦРБ. Молодежь, пройдя у нас стажировку, уезжает в Новосибирск. Там фельдшер за 15 смен получит около 50 тысяч рублей, а у нас – 15 тысяч. Водители тоже на минималке. Таких патриотов, душой прикипевших к своему коллективу и работе, как Николай Пунигов, – единицы. Они – костяк водительских бригад. Мы ими очень дорожим», – резюмирует старший фельдшер каменской неотложки.

Фоторепортаж