Тушенку по вкусу как из советских времен производят в алтайском селе

13:00, 11 февраля 2016г, Общество 8397


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Что может маленький сельский цех по переработке мяса? Не так уж и мало, как доказала предпринимательница из Шелаболихи Римма Чайковская. Не важно, насколько сильны ее конкуренты – крупные предприятия. Она берет не объемами. Каждый, кто пробует тушенку местного производства в стеклянной баночке с честными кусочками мяса, лаврушечкой и перчиком,  непременно добавит: «Как будто из советских времен».

По дороге в Магадан

Меня эта баночка, если честно, приятно удивила. ИП Чайковская – это совсем недалеко от Барнаула, в райцентре Шелаболиха. Здесь, на территории райпо, Римма Анатольевна арендует помещения. Цепочка – от убойного до колбасного и консервного цехов. Сами делают мясные полуфабрикаты, перерабатывают рыбу, пекут хлеб. Но признанный шелаболихинский бренд – это тушенка. Купить ее в Барнауле, например, не так-то просто. Во-первых, реализуется она всего на двух крупных рынках, во-вторых – разбирается быстро, практически с колес.

Среди тех, кто в очередь стоит за знаменитой шелаболихинской тушенкой, значится даже Магадан. Объемы производства небольшие, потребности в сырье вполне закрывают окрестные фермеры, поставляющие конину, говядину, свинину специально «под Чайковскую». Римма Анатольевна говорит о тушенке с таким вдохновением, что понимаешь: свою музыкальную фамилию она носит не зря. К великому композитору ее семья отношения не имеет, но (по иронии судьбы) ее свекр – П.И. Чайковский.

Каждую пятницу в консервном цехе варится тысяча банок тушенки. Большая партия наполненных мясом пол-литровых стеклянных баночек готова отправиться в автоклав. ГОСТ на то и ГОСТ. По государственному стандарту говядина тушится при 200 градусах в собственном соку, без всяких консервантов.

Заспорили о практичности стеклянной тары. Разбиться же может при транспортировке. Не проще ли использовать жесть?

– Не проще, – говорит Римма Анатольевна, демонстрируя линию, работающую на стекле. – Во-первых, сквозь прозрачные стенки потребитель сразу видит, что лежит внутри. С транспортировкой упакованных партий нет проблем – мы их даже на Север страны поставляем. Еще один смысл стеклянной банки – удобство. Если человек живет один, как правило, он не съедает все сразу. Открытую тушенку можно хранить в холодильнике в стекле, но не в жести.

Выбор

10 лет назад в этом же райпо Римма Чайковская работала экономистом. Прежде чем решилась открыть новое для себя дело, долго присматривалась. И как только улыбчивая блондинка решилась, ее вынесло на рынок, давно уже сформированный и высококонкурентный.

– Женщине нелегко совмещать бизнес, кооперацию, с заботами о муже и сыновьях, – рассуждает Римма Анатольевна. – С другой стороны, логистика, столь необходимая в нашем деле, – одно из сильных женских качеств, кто бы что ни говорил. Наблюдала за поведением покупателей, анализировала спрос. Ситуация располагала, и я решилась.

Благо ничего не надо было поднимать с нуля – технологическая база уже существовала. Собственно, я пришла на покупателя искушенного и даже избалованного выбором, если говорить о горожанах. Именно в краевую столицу мы чаще всего отправляем машины с продукцией.

Из жизненных наблюдений Риммы Чайковской. Еще каких-то 10 лет назад потребителя интересовали лишь срок годности, цена и состав. Сегодня требования к продукту изменились кардинально. Приоритет – чтобы было натуральным и сделанным по ГОСТу. Хотя когда речь идет о Чайковской, и ТУ – достойный вариант. Он авторский, разработан конкретно для этого предпринимателя. Понятно, что мясные тушенка и колбаса априори дороже аналогов с соей и прочими наполнителями, коими завалены торговые сети. Но на то и расчет. Считая каждый рубль, люди за свои кровные хотят сейчас получить и вкусное, и полезное. 

– Римма Анатольевна, каждый производитель себя хвалит. Чем докажете, что у вашей продукции – мясная природа?

– Посмотрите, какое старое, еще советских времен, оборудование в цехе. Дорогие скоростные вакуумные кутеры, которыми оснащены большие перерабатывающие комбинаты, способны перемолоть что угодно. Наши машины просто не работают, если подсунешь им что-то, кроме мяса. Но и мы используем добавки.

«Ну, так и знала» – эту фразочку я удержала как раз вовремя. Добавки – это специи. Мы шли на их дивный аромат и пришли в комнату, полную специй. Имбирь, кордамон, гвоздика, перец разных видов – кто угодно запутается, но только не Чайковская. У нее целая библиотека книг по специям, и лучше Риммы Чайковской никто не знает, какая какому мясному деликатесу подойдет. На него, кстати, под Новый год настоящий ажиотаж был, с традиционных 8 тонн в месяц декабрьское производство подскочило на четверть.

Наталья Штоколова, Лилия Загребельная и Валентина Рогак работают споро, словно не замечая, как прохладно в цехе. «Нельзя, чтобы было тепло. Это соя не портится, а мы с мясом работаем да и натуральную оболочку для колбас и сарделек сами выделываем», – объясняет Валентина. Женщины говорят, что хотя и работают здесь относительно недолго, уже успели понять, какая замечательная у них профессия – кормить людей благородным продуктом.

Фоторепортаж