Критическими ситуациями в сфере теплоснабжения в Камне-на-Оби уже никого не удивишь

15:21, 17 августа 2018г, Общество 1827


1
1

Около десятка лет подготовка к очередному отопительному сезону в Камне-на-Оби проходит в авральном режиме. Нынешний год не исключение.

Новое теплоснабжающее предприятие, созданное в декабре прошлого года, по факту уже банкрот. Котельные отключены от электроэнергии, ремонтные работы ведутся в сложных условиях, теплосети не претерпели никакого улучшения вообще. Руководство МУП «Каменские теплосети» и администрация Каменского района считают, что причиной всех бед является необоснованно низкий тариф на тепло. Депутаты Каменского городского Совета с этим не согласны.

Денег нет, одни долги

В третий раз подряд за последние полтора месяца на заседание горсовета выносится тарифный вопрос. Вставал он и раньше. В пояснительных записках и на словах руководители теплоснабжающих предприятий доказывают, что при существующем в Камне низком тарифе на тепло (с 1 июля 2018 года он составляет 1846 руб. 31 коп. за Гкал) ресурсоснабжающие организации не то что рентабельно, но и вообще работать не смогут. Предыдущее МУП «Теплосеть г. Камень-на-Оби» завершило свое фактическое существование в декабре прошлого года с убытком более чем 80 млн руб. Сегодняшнее МУП «Каменские теплосети» имеет кредиторскую задолженность порядка 90 млн руб. Всего с 2012 года в Камне обанкротилось пять теплоснабжающих предприятий, только за последние два года сменилось более десятка руководителей двух МУПов. Заходивший в Камень в прошлом году новосибирский концессионер (частная теплоснабжающая компания) не дождался обещанного повышения тарифа и сбежал через месяц, прихватив около двух миллионов рублей, собранных с потребителей за еще не оказанную услугу (сейчас этим занимаются следственные органы).

Не меньшая кадровая чехарда и в самой администрации Каменского района. С января 2017 года шесть раз менялись начальники комитета по ЖКХ, строительству и архитектуре. Именно тот факт, что не с кого спросить за многочисленные нарушения, утаивание от депутатского корпуса результатов аудиторской проверки работы предприятия, отсутствие ясной картины и явились главной причиной устойчивого отказа городских депутатов повышать тариф. Правомерность их претензий поддержал и Каменский межрайонный прокурор. Из-за бесхозяйственного отношения совершаются кражи оборудования с котельных, расхищается городское коммунальное имущество. Все это, заметили народные избранники, потом ляжет через расходные статьи нового тарифа (выше прежнего более чем на 600 рублей) на плечи потребителей.

Коммунальщики, в том числе приглашенные независимые эксперты, вновь попытались обосновать предложенную цифру – 2474 руб. 97 коп./Гкал (отопление в этом случае станет дороже для каменского потребителя на 34%).

– И это уже не ваша себестоимость при существующем положении дел, сегодня следовало бы говорить о 2765 рублях с учетом НДС, а с нового года повысится НДС и этот тариф будет уже неактуален, – заверила директор ООО «Альтернативная экспертиза» Марина Немочкина, которая проводила анализ экономического положения теплоснабжающего сектора в Камне-на-Оби. – Тариф вашего предприятия состоит из пяти статей затрат: топливо (порядка 40%), электроэнергия (чуть более 10%), зарплата, налоги и прочие расходы. В этом году подорожали уголь, электро-энергия, ГСМ, вырос размер минимальной заработной платы. Этого не учитывать нельзя. Город не развивается, количество потребителей не растет. Таким образом, любое, даже открытое с чистого листа, ресурсоснабжающее предприятие, ничего не делая, сразу получает автоматически более 50 миллионов рублей убытка за год. То есть фактически сразу банкрот. Скоро вам, если не пересмотрите тариф, придется принимать решение о децентрализации отопительной сферы, ставить печки, потому что не сможете платить людям зарплату и налоги. Никто просто не захочет здесь работать.

Чудес не будет

Марина Александровна уверена, что поднимать тариф Камню нужно в любом случае. Сегодня на уровне страны МУПы в системе ЖКХ признаны неэффективными, постепенно будет набирать обороты процесс прихода в эту сферу инвесторов. Начало ему положил Федеральный закон «О концессионных соглашениях». Концессия – это трехстороннее соглашение между администрацией муниципалитета (хозяин имущества), концессионером (частная ресурсоснабжающая организация, которая обязана не только арендовать имущество и оказывать услуги, но и вкладываться в модернизацию теплосферы) и субьектом РФ.

Такой опыт у Камня уже был в прошлом году. Неудачный и недолгий. Поставленные коммерсантами из Новосибирской области условия, на которых администрация района готова была отдать им тепловое хозяйство в аренду, показались депутатам горсовета несправедливыми – поднять тариф почти на 30% и три года, не вкладываясь в модернизацию, эксплуатировать все объекты и копить деньги на будущие серьезные реконструкции. В итоге запрашиваемый тариф (2,5 тысячи рублей с перспективным повышением до 3 тысяч) этому предприятию горсовет не утвердил. Концессионер ретировался. «К вам на сегодняшний тариф при такой изношенности сетей и оборудования инвесторы не пойдут. Новый тариф будет действовать  только с июля 2019 года. Он на перспективу, если вы хотите сохранить централизованное теплоснабжение в городе», – резюмировала эксперт.

Дебиторская задолженность МУП «Каменские теплосети» на данный момент порядка 20 миллионов рублей. Больше всего тепловикам должно население – более 17 миллионов рублей. Аргумент народных избранников – жители не потянут такое бремя, они и по старым ценам не способны платить – оспорил директор предприятия Валерий Басманов, заявивший, что в списке должников с самыми большими суммами отнюдь не бедные горожане, а вполне состоятельные. Он привел конкретные примеры, назвал фамилии известных горожан и озвучил их долги. «Не платят люди не потому, что не могут, а потому, что видят, что предприятие постоянно на коленях».

Эксперты отметили на заседании, что коммунальные расходы в квитанциях граждан не должны превышать 20% их личного дохода. При любом повышении стоимости коммунальных услуг нужно вести работу совместно с органами соцзащиты и определять размер федеральных компенсаций малоимущим гражданам. Местный бюджет Камня-на-Оби изыскать 50 миллионов рублей в год на компенсацию услуг ЖКХ не сможет, поскольку он сам невелик – 75 миллионов рублей. А ведь никто не отменял социальные программы. Из-за постоянных вложений в теплосферу сведены к минимуму социальные расходы – льготные проездные для детей, доплаты школьного питания и т. д.

«Кардинально менять подход»

– Надо кардинально менять подход в тепловом хозяйстве, – заявил депутат Виктор Ноздрин на последнем заседании горсовета. – Нужно модернизировать саму систему, оптимизировать расходы, устранить кадровый беспорядок на предприятии и в комитете по ЖКХ, лучше следить за имуществом, которое разворовывается, правильно проводить торги по закупке угля, выгодно составлять договоры на транспортные услуги, которые оказывают предприятию сторонние организации. Иначе банкротства никогда не прекратятся, какой бы высокий тариф ни был.

О том, как город планирует «менять подход», рассказал директор МУП «Каменские теплосети» Валерий Басманов. Разрабатывается новая схема теплоснабжения. В перспективе в Камне из 35 котельных должно остаться максимум восемь самых крупных, способных увеличить свои мощности. Для этой модернизации необходимо будет провести полную реконструкцию всех городских теплосетей. О стоимости этих планов Валерий Борисович сказал довольно расплывчато: «На это потребуется не 100 миллионов, а много больше». К слову, такие планы звучат много лет из разных уст. Но воз и ныне там.

Руководитель предприятия рассказал, что сегодня для восьми котельных Камня и Каменского района на условиях длительной рассрочки оплаты муниципалитет приобрел 19 котлов, дымосос и дробилку общей стоимостью порядка 10 миллионов рублей. Сейчас это оборудование монтируется на котельных. Всего в замене нуждается 43 так называемых котла-«самовара» с низким КПД. Из 35 котельных к отопительному сезону готовы порядка 30%. Ремонт теплосетей, 39% которых требуют полной замены, в этом году не производился по причине нехватки средств. Рабочие с мая по август были уволены, работать было некому.

Городу срочно надо проводить модернизацию системы теплоснабжения того микрорайона, где по губернаторской программе «85х85» будут строиться новые ясли-сад на 200 мест. Руководство Каменского района намерено попасть с этим проектом в краевую программу.

На вопрос о результатах аудиторской проверки финансово-экономической деятельности недавно созданного и уже фактически банкротного МУПа новый руководитель (Басманов работает с июля) тоже внятного ответа не дал: «Есть моменты, заявления в полицию поданы…» Никто из администрации Каменского района пояснений по поводу проверки тоже не дал. В воздухе витал только один «спасительный» вариант – надо поднять тариф. И даже призыв заместителя председателя комитета АКЗС по экономической политике, промышленности и предпринимательству Игоря Панарина к благоразумию, усилению депутатского контроля за деятельностью теплоснабжающей сферы и принятию таки решения обратиться к врио губернатора с просьбой поднять для Камня тариф, чтобы привлечь в будущем инвестора в теплосферу, не возымел должного действия.

Часть депутатов устами Людмилы Скворцовой открыто заявила о недоверии к главе Каменского района Федору Найдену за развал коммунальной сферы, напомнила ему его обещание написать заявление об отставке, непринятие депутатами горсовета отчета главы за 2017 год. Прозвучал практически ультиматум: «При этом главе мы новый тариф принимать не будем». Замечание Игоря Панарина, что тариф утверждается не для главы, а для предприятия, и его просьбу разделять политику и экономику депутаты проигнорировали. Итог: за принятие нового тарифа проголосовали три депутата, три были против, остальные из 14 присутствовавших на заседании народных избранников воздержались. Тарифный вопрос опять повис.

Фоторепортаж
Блоги