Куда Митя потратит 100 рублей?

15:00, 26 ноября 2016г, Общество 2362


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

В 2017 году ученики одной трети школ края, всех средних специальных учреждений и центров социальной помощи семье и детям начнут изучать основы финансовой грамотности.

Для родителей

Интересно, что программа рассчитана не только на старшеклассников. Ее будут преподавать начиная со второго класса.

Вот такое задание предлагает учебник для юных финансистов:

«Мите нужно купить пять карандашей и две ручки. Набор из одной ручки и трёх карандашей стоит 40 р., из двух ручек и двух карандашей – 60 р. У Мити есть 100 р. Как ему распорядиться своими деньгами?»

Я, как мама первоклассницы, честно говоря, не знаю, как поступит Митя, но догадываюсь, что моя дочь вместо карандашей купила бы шоколадку. Иногда очень трудно объяснить ребенку, почему нужно сделать только обязательные покупки. Разработчики школьной программы учли и этот момент, потому что в федеральном комплекте есть учебники для родителей.

Вот, например, одна из описанных в нем ситуаций:

«Бабушкина золотая цепочка удачно подошла в качестве якорной цепи к игрушечному кораблику. Некоторое время спустя кораблик вместе с цепью ребёнок обменял у приятеля на огромный, восхитительно дребезжащий старый игрушечный грузовик. Родители второй стороны не обратили внимания на то, какую выгодную сделку совершил их ребенок. Когда всё выяснилось, сделка была расторгнута, а «коммерсанты» принесли извинения».

Разработчики пособия дают подсказку родителям, как поступить. Нужно выяснить мнение ребенка об обменах и предложить: «Давай заключим с тобой договор об обменах! Например, такой: «Ты сам распоряжаешься своими игрушками и можешь делать с ними что хочешь, но сожаления по поводу неудачной сделки оставляешь при себе» или такой: «При любом обмене необходимо проконсультироваться с родителями».

Я, как мама 7-летнего ребенка, нашла этот учебник весьма полезным. Именно поэтому взяла себе на заметку игру из учебного пособия «Ты сегодня главный». Условия ее таковы, что иногда нужно доверять покупки на ближайший день вашему ребенку. Для этого он должен обсудить с вами, что в завтрашнем меню,  составить список продуктов, согласовать его со всеми членами семьи. Возможно, кому-то необходимо купить лекарство и т. п. Затем ребенок в сопровождении взрослого выбирает товары по списку, оплачивает покупки и проверяет чеки.

Опыт кадетов

Владислав Тишков, учитель бийской Кадетской школы – одной из участниц федерального пилотного проекта по финграмотности, который проходил в крае в 2015 году на базе 10 образовательных организаций Алтайского края, рассказывает:

– В прошлом году обучение финансовой грамотности в нашей школе прошли шестые, девятые и десятые классы. Мы старались преподавать предмет нетрадиционно, в форме деловых игр. Привлекали в жюри предпринимательское сообщество, банкиров, экономистов. Их поразил уровень подготовки детей. Старшеклассники подрабатывают на каникулах, поэтому знакомы с условиями устройства на работу, договорными отношениями, финансовой стороной вопроса и т. п. Неплохо осведомлены в финансовых вопросах и шестиклассники. У нас была игра «Финансы, здоровье и безопасность». Там предлагалось обсудить несколько видов заработка, среди них были и криминального характера. Когда дети 10 лет безошибочно отделили законные способы заработка от незаконных да еще хорошо разыграли социальные роли в сценках на эту тему, предприниматели сказали, что в их возрасте они мяч по двору гоняли, а о финансовой грамотности слыхом не слыхивали.

Кроме того, Владислав Тишков организовал общественную организацию «Бийская финансовая платформа». Ее силами на базе Бийского бизнес-инкубатора провел обучение взрослого населения финансовой грамотности, в проекте приняло участие 27 человек. Также педагог открыл детский центр для школьников по обучению финграмотности. В ней бесплатно обучаются четыре городские школы. Кадеты участвуют в проведении всеросийских мероприятий, таких как День финансиста, Неделя сбережений. В прошлом году на краевом конкурсе бизнес-идей его ученики заняли второе место.

Педагог вспоминает, еще несколько лет назад его отношения с финансами были не очень успешными.

– Я – учитель географии и экономику недолюбливал. Кредиты вообще брал не глядя в условия их выдачи. Но когда в 2013 году пошел на учительский конкурс по финграмотности, многое переосмыслил. Сейчас у нас с женой, она тоже учительница, нет ни одного кредита. Начали вести финансовый дневник, у нас даже появились свои личные финансовые секреты по сбережению. Мы распределяем зарплату по четырем конвертам, открываем каждый в начале следующей недели. Получается четыре мини-зарплаты, жене нравится. Если идем в магазин, составляем список необходимых покупок, чтобы не было спонтанных. Когда появилась возможность поучаствовать в федеральном пилотном проекте, я сразу записался. Понял, что это важно и полезно прежде всего для меня лично, – говорит педагог.

По науке

Для того чтобы детям легко давались основы финансовой грамотности, с ноября текущего года началось массовое обучение педагогов края. В институте повышения квалификации учителей пройдут профильные курсы 1200 педагогов края.

По словам Татьяны Райских, руководителя Регионального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования, созданного на базе АКИПКРО, основы финграмотности – дополнительный предмет, находящийся за рамками государственного образовательного стандарта. В школах он будет внедряться за счет часов по внеурочной деятельности. Сначала педагоги пройдут заочную часть обучения, самостоятельно освоят курс видеолекций, подготовленных преподавателями Высшей школы экономики и размещенных на сайте краевого института усовершенствования учителей. Это теория финансовой грамотности, состоящая из следующих тем: личное финансовое планирование, вопросы налогообложения, пенсионная реформа, банковские услуги, финансовые инструменты, виды страхования, финансовая безопасность. Очно учителя знакомятся с методикой преподавания финансовой грамотности, участвуют в практических занятиях, на которых разбираются задания для различных возрастных групп.

В начале и конце обучающего курса учителям предлагают пройти тест по финансовой грамотности. На выходе его результаты значительно выше. В процессе курса учителя демонстрируют высокий интерес ко всем темам, так как они жизненно необходимы.

Новости партнеров
Фоторепортаж