«Леночка и Володька». Музей советских кукол появится в Барнауле

14:20, 27 августа 2021г, Общество 2508


«Леночка и Володька». Музей советских кукол появится в Барнауле Фото №1
«Леночка и Володька». Музей советских кукол появится в Барнауле Фото №2
«Леночка и Володька». Музей советских кукол появится в Барнауле Миниатюра №3
«Леночка и Володька». Музей советских кукол появится в Барнауле Миниатюра №3

Фото Олег БОГДАНОВ

Музей советских кукол планирует открыть барнаульская предпринимательница, искусствовед Татьяна Аржанова. А первая передвижная выставка небольшой части коллекции пройдет уже в ноябре.

Ещё до Барби

Любая девчонка из Советского Союза мечтала о кукле производства ГДР или о шагающей отечественной кукле. В 90-е годы российский рынок наводнили Барби и Мены, китайские мягкие игрушки и с советскими куклами многие поспешили расстаться, в лучшем случае забросив их на чердаки, балконы и дачи. Спустя десятки лет куклы, в которые мы когда-то играли, вновь приобрели популярность. Сейчас коллекционеры всего мира гоняются за ними, потому что их осталось не так много.

Хозяйка студии «Арт-Мастер» Татьяна Аржанова как раз из тех, чье детство прошло в советскую эпоху. Почему через много лет ее, как и многих других коллекционеров мира, потянуло назад, в Советский Союз?

– Конечно, мы живем в XXI веке и мыслим его реалиями. Нашим детям и внукам трудно объяснить, как пользоваться дисковым телефоном, как смотреть в охотничий бинокль, почему нам дороги куклы советского производства. Я, например, купила себе дисковый телефон. Дети потом меня спрашивали: «Кто из телефона все кнопки повыковыривал?» Я думаю, мы скучаем по каким-то вещам, окружавшим нас значительную часть нашей жизни, – говорит она.

Куклы присутствовали в жизни Татьяны Владимировны всегда. Сначала она просто играла подаренными, а лет с 6–7 начала их делать сама. Рисовала, шила, лепила из пластилина. В конечном счете это повлияло на выбор профессии. Она окончила Новоалтайское художественное училище, затем Алтайский государственный университет по специальности «искусствоведение». Девять лет назад открыла магазин и с тех пор вплотную занимается куклами. Делает их в основном из полимерной глины.

Был период, когда она увлекалась фарфоровыми куклами. У нее до сих пор сохранилась большая коллекция. А несколько лет назад ей прислали из Германии несколько старинных кукол из целлулоида. Они датируются началом 50-х годов, и после этого Татьяна Владимировна решила собрать куколок периода Советского Союза и ГДР и показать их. Сейчас у нее в коллекции около сорока кукол, их приносят в дар, какие-то редкие экземпляры приходится покупать.

Ее гордость – куклы с 7–8 различных фабрик и заводов игрушек. Всякому коллекционеру известны знаменитые фабрики ГДР (Sonni, Bergmann, Rauenstein) и не менее знаменитые советские фабрики – «Ленигрушка», «Кругозор» (Москва), «Сибигрушка» (Красноярск). Фабрик и заводов игрушек по всей стране и союзным республикам было очень много. На слуху – Новосибирская, Ярославская, Днепропетровская, Горьковская, Вятская, Кирово-Чепецкая, Павлодарская и многие другие.

Татьяна Владимировна поставила перед собой задачу собрать с каждой фабрики Советского Союза по несколько кукол разного стиля.

Сейчас она занимается реставрацией уже имеющихся экспонатов из целлулоида, пластика и тортулона. Самая большая проблема старых кукол – это выгорание пластика, утрата ресниц, волос и в 90 процентах случаев – потеря одежды и обуви. Чтобы представить их в экспозиции, надо одеть и обуть кукол в соответствии с эпохой и фабрикой, на которой они были изготовлены.

Клеймо на спине

В коллекции есть знаменитый Володька, изготовленный на Ленинградской фабрике игрушек. Автор этой куклы Лев Сморгон.

Был период, когда на таких производствах работали замечательные скульпторы и художники. Так вот Лев Сморгон был скульптором по образованию, сначала он делал статуэтки из фарфора, а затем устроился на фабрику игрушек. Он разработал целую серию, и не только кукол, но и медвежат, оленят. Сейчас об этих куклах мечтают все коллекционеры, поскольку производство в 60–70-е годы не было массовым. Такие куколки, как Володька, достаточно редкие, особенно если они с клеймом.

– У нашего Володьки на спине клеймо в виде медвежонка. Это говорит о том, что это одна из первых игрушек, выпущенных на Ленинградской фабрике, – поясняет Татьяна Владимировна. – У этой куклы Сморгона были разные образы, я восстанавливаю образ туриста. Володька ко мне пришел только в ботиночках. Я ему уже сшила шортики, еще нужна белая рубашка.

Есть среди кукол и шагающая, дефицитная когда-то кукла Леночка Ленинградской фабрики. Автор этой работы – художница Марианна Мотовилова. Кукла досталась Татьяне Аржановой в идеальной сохранности, в одежде и с прической. Она ее только отмыла, вычистила и причесала, повязала атласный бантик, который носили в те годы. Эта кукла тоже представляет серьезную ценность для коллекционеров.

На кукле Оле Вятской фабрики полностью восстановлена одежда и обувь. Крепдешин и кружево – 70-х годов, то есть того же периода, что и кукла.

Горьковская Таня

Явно выделяется из коллекции смуглым лицом и этническим нарядом якутянка фабрики «Сибигрушка» Ачинского филиала, который выпускал целую серию кукол этнической направленности: якутянок, долганок и другие малые северные народности.

– С нашей якутянкой произошла удивительная история. Год назад, когда я еще не собирала советских кукол, мне принесли вот эту шубку. А месяц назад другие люди мне принесли эту куклу без одежды и оказалось, что шубка – ее, родная. Сейчас нам нужно будет сшить шапочку и унты. Предстоит перекопать все блошиные рынки в городе, кинуть информацию среди клиентов, чтобы найти соответствующие материалы, – рассказала Татьяна Владимировна.

Девочку Таню Горьковской фабрики Аржанова приобрела на блошином рынке за 50 рублей. Такие куклы – массового производства и были у каждой советской девчонки. Тем они ценнее, ведь музей для того и создается, чтобы любой мог прийти и сказать: «У меня точно такая же была» – и вспомнить свое детство и игрушки.

Одна из самых старых кукол в коллекции – производства Sonni (ГДР) 1965 года. У куклы женственная фигура. Позже фирма упростила модель и она стала похожа на пупсов, поэтому менее ценится у коллекционеров, чем эта.

– У импортных кукол срок годности 25 лет, далее уже идет распад резины и они начинают чернеть. Мне достались куклы производства ГДР в идеальной сохранности, с резиной никаких трансформаций не произошло. Я сейчас восстанавливаю их одежду, а они стоят на солнышке и выгорают, чтобы резина посветлела до первоначального состояния. Она чуть-чуть подтянется под тело, и можно будет одевать кукол, – поясняет искусствовед.

Есть в коллекции выцветшая кукла Антошка новосибирской фабрики «Пионер». Антошка достался Татьяне Владимировне в родной одежде. Ему пришлось только подреставрировать немного один глаз.

Сейчас Татьяна ждет посылку из Ярославля, должен прийти целлулоидный пупс производства Охтинского комбината. У него был небольшой период с конца 1940-х по 1960-е годы, когда он выпускал целлулоидных кукол.

Кроме кукол есть в коллекции пластиковые зверушки-дутыши. Советским детям они нравились, потому что у игрушек двигались части туловища. Есть и целый мешок пупсов-дутышей разного калибра и оттенков. Их выпускали все фабрики Советского Союза. Все детишки, конечно, мечтали о гэдээровских, у которых двигались ручки и ножки, но они в дефиците.

Позже к коллекции присоединятся мягкие игрушки, шплинтованные, опилочные, которые Татьяна Аржанова тоже собирает и реставрирует.

Что ж, мы с нетерпением будем ждать первой выставки музея советских кукол, чтобы вспомнить, во что мы играли, и насладиться уходящей натурой.

Фоторепортаж
Блоги