Летний сезон может стать для Белокурихи успешнее доковидных

12:05, 31 мая 2021г, Туризм 1477


Летний сезон может стать для Белокурихи успешнее доковидных Фото №1

Почему этот летний сезон может стать для главной алтайской здравницы успешнее доковидных и как изменились предпочтения отдыхающих?

Руководитель крупнейшей в регионе санаторно-курортной компании «Курорт Белокуриха» Константин Ежов рассказал «АП» о росте спроса на отдых,  необходимости развития соседних районов и приходе новых инвесторов в «Белокуриху горную».

Всплеск бронирований

– Константин Петрович, из-за закрытия границ этот сезон для отрасли будет особенным. Каковы прогнозы на предстоящие несколько месяцев? 

– Сейчас можно говорить об ажиотажном спросе на отдых в санаториях. Продажи путевок на лето и весну шли хорошо на протяжении всей зимы. Но с апреля начался резкий рост числа бронирований. Весь май санатории были заполнены практически на 100%. Абсолютно точно, что аналогичная тенденция сохранится и на ближайшие месяцы. Свободных мест на июль и август почти не осталось.

Постепенно возвращается и глубина продаж. В прошлом году люди перестали планировать свой отдых заранее. Решение принималось за пару недель до поездки. Сегодня путевки покупают за три-четыре месяца. Кроме того, уже есть бронирования на ноябрь и декабрь.

Конечно, у нас большие надежды на нынешний сезон. Вероятнее всего, он станет успешнее даже доковидного 2019-го. Это позволит отрасли выйти на свои привычные показатели, восстановиться финансово после непростого периода.

– Как пандемия отразилась на запросах туристов?

– Она изменила и предпочтения отдыхающих, и некоторые направления нашей работы. Именно оздоровительные туры сейчас наиболее популярны. Причем прогнозировать заметный рост спроса на них стали еще в прошлом году. Причины здесь понятные – люди хотят восстановиться после перенесенного коронавируса, укрепить свой иммунитет. Санатории Белокурихи довольно быстро подстроились под новые условия. Предлагают путевки, которые специализируются на лечении сердечно-сосудистой, дыхательной систем.

Так или иначе, подобные программы позволяют нам загрузиться в межсезонье, и весьма неплохо – до 80%. По данным федеральных туроператоров, Белокуриха прочно удерживает лидерские позиции по оздоровительному туризму в стране. Спрос на курорт вырос в два раза. А программа туристического кешбэка позволила на 20% снизить стоимость проживания для гостей. 

Еще одна тенденция – интерес к дорогим номерам. Они раскупаются в первую очередь. Хорошо бронируются путевки с проживанием в апартаментах, питанием в ресторанах, индивидуальным медицинским обслуживанием. На это повлияла пандемия. Такой отдых выбирают те, кто раньше ездил за границу.

– Туры в Крым, Краснодарский край сильно подорожали. Гостиницы и базы на Алтае поднимают цены, причем уже по ходу сезона. Какой ценовой политики придерживаетесь вы?

– Уже давно работаем по стандартной схеме: летом стоимость чуть дорожает, зимой – снижается. В июне средний «чек» в санаториях – 5 тысяч рублей в сутки на человека с проживанием, питанием и лечением. Таким же он был и в прошлом сезоне.

Кстати, цены утвердили еще в начале года и менять их не собираемся – это принципиальная позиция. Тем более сейчас в санатории едет достаточно много жителей Алтайского края, чтобы поправить здоровье после коронавируса. Для них любое повышение весьма существенно.

Экономика районов

– Прошлый год для санаторно-курортной отрасли был тяжелым. В первую очередь из-за месяцев простоя. Как удалось пережить период полного локдауна?

– Я до сих пор в мельчайших деталях помню события тех дней. Консервация санаториев, безлюдные улицы, пустые парковки… Но самое главное – бесконечное количество вопросов, на которые никто не мог дать четкого ответа. А у нас полторы тысячи сотрудников, мы градообразующее предприятие. Среди персонала – многодетные семьи, матери-одиночки, те, у кого мужья также работают в закрывшемся туристическом бизнесе. Кроме того, смогли подсчитать, что у 70% сотрудников – кредиты.

Ситуация сложилась крайне непростая. Чтобы выжить, платить людям зарплаты, нужно было оперативно принимать какое-то решение. И мы оттолкнулись от… земли: сделали упор на сельском хозяйстве, собственном производстве. Поэтому туристический комплекс «Сибирское подворье» кардинальным образом сменил свою специализацию. На месте выставочных площадей появилось сельхозпредприятие с индюшиной фермой, овощеводством.

В прошлом году здесь получили первый урожай на открытом грунте, запустили теплицы для огурцов, зелени и помидоров. Сейчас понимаю: решение о перепрофилировании комплекса – правильное. Во-первых, так сохранили крупнейший в Сибири санаторно-курортный комплекс. Во-вторых, обеспечили гостей Белокурихи экологически чистыми продуктами со своего огорода. В-третьих, это польза для экономики соседних районов.

– Кстати, вы один из тех, кто говорит о необходимости развития инфраструктуры не только в самой Белокурихе, но и в ближайших территориях. Почему?

– Любой территории, тем более сельской, невозможно развиваться в одиночку. А у Алтайского, Смоленского, Солонешенского районов есть известный сосед – курорт федерального значения Белокуриха. Он вполне способен не только помочь, но и стать для них основой роста экономики, совершенствования транспортной инфраструктуры, сервисных услуг. Ситуация такова, что, уезжая с курорта на экскурсию, гости уже не хотят «дикого туризма». К примеру, их не устраивает сервис, при котором невозможно в нормальных условиях выпить чай или кофе.

Аналогично и по состоянию дорог, качеству услуг. Поэтому концепцию продвижения курорта мы рассматриваем в тесной связке с возможностями ближайших районов. Определяем приоритеты, условия для привлечения частных инвестиций.

– По этой причине появился природный парк «Предгорье Алтая», который теперь будет включен в нацпроект?

– Такое решение продиктовано еще и необходимостью сохранения биологического разнообразия, мест обитания редких видов животных, растений. Конечно, требовалось обеспечить и условия для регулируемого туризма.

Но повторюсь: в одиночку ни Белокуриха, ни Смоленский, ни Алтайский районы не смогли бы получить финансовую поддержку. Мы предвидели это и еще в 2016 году инициировали создание кластера. В него вошли территории предгорий Алтая, «Белокуриха горная» и «Белокуриха-3». Затем уже появился одноименный природный парк.

На протяжении нескольких лет активно поддерживали проект, а в рамках очередного послания Федеральному собранию Владимир Путин поручил до 1 июля включить кластер «Предгорье Алтая» в нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства». Значит, на развитие территории будут направлены бюджетные средства. Также предусмотрено привлечение частных инвестиций на строительство инфраструктуры. Всё это отвечает интересам ближайших сельских районов.

– Константин Петрович, вы представитель санаторно-курортной сферы, но постоянно говорите про развитие сельхознаправления, инфраструктуры. Откуда такой интерес к этим отраслям?

– В санаторно-курортной сфере я около десяти лет. До этого работал в ЖКХ: начинал со слесаря и дошел до руководителя «Водоканала», «Теплоцентрали». Также пробовал себя в частном бизнесе: строил рестораны, занимался розливом воды и сельским хозяйством. Наверное, опыт во всём этом позволяет видеть полную картину функционирования в одной системе и курорта, и инфраструктуры вокруг него.

– Туристическую инфраструктуру преимущественно создают частные инвесторы. Но они сейчас неохотно берутся за проекты. В «Белокуриху горную» приходят новые?

– Вы помните, как начиналось развитие этого курорта? С технической дороги, которую возвели для строительной техники. Вообще, тогда мало кто верил в реализацию проекта. А сегодня здесь проложены инженерные коммуникации, открылся гостиничный комплекс, работают инвесторы.

В числе последних решений международная сеть клиник превентивной медицины Grand Clinic стала генеральным инвестором горнолыжного комплекса «Гора Глухариная». Есть договоренности о строительстве подъемников, системы искусственного оснежения. Комплекс будет интересен круглый год в качестве прогулочного маршрута по «Белокурихе горной». Общий объем инвестиций – вместе с криоклиникой, которая строится с июня 2020 года, – превысит один миллиард рублей.

Да, развитие нового курорта идет не так быстро, как хотелось бы. Но в него заходят сильные резиденты, вкладываются бюджетные деньги. С учетом всех кризисных явлений это более чем положительный результат.

Фоторепортаж