В театре драмы продолжается проект «Время Ч»

07:13, 30 ноября 2021г, Культура 1113


В театре драмы продолжается проект «Время Ч» Фото №1

Проект «Время Ч» продолжается в краевом театре драмы им. В. М. Шукшина. Последняя встреча была посвящена пьесе алтайского драматурга Александра Строганова «Лисицы в развалинах».

В юбилейном сезоне многолетний проект сосредоточился на той драматургии, которая в разное время уже шла на сцене драмы. Так, «Лисицы в развалинах», написанные в конце 90-х, в 2000 году были поставлены режиссером Кареном Нерсисяном и имели зрительский успех. А на читку пришли актеры, занятые в том спектакле, и немного рассказали о работе над ним.

Герои пьесы – бывший писатель Лесистратицын (Дмитрий Плеханов), 30-летняя медсестра по фамилии Простая (Лена Кегелева), пожилой еврей-вдовец Марк Наумович Мудрый (Евгений Бакуменко) и уголовник Никодимов (Владимир Черепанов) – оказались в одном купе и вынуждены наводить мосты. Правда, их поезд никуда не едет, он стоит на месте настолько давно, что вокруг него уже успели вырасти кусты. Но персонажи этой интеллектуальной драмы словно не замечают абсурда ситуации: достают из чемоданов курицу и водку, переодеваются в домашнее, спорят, влюбляются и чего-то ждут. За окнами медленно разворачивается затяжной конец света, и его знаки видны повсюду: посреди России вдруг объявляется настоящий жираф, принятый обитателями поезда за монстра, потом и вовсе идет дождь из рыбы, а ближе к концу кто-то слышит многозначительный конский топот. За порядок отвечает суровая Проводница (Мария Сазонова), а вокруг поезда ошиваются странные личности, способные и часы украсть, и улететь с ними прямо в небо (Роман Перфилов).

Александр Строганов предпослал пьесе эпиграф из Книги пророка Иезекииля, а также авторскую ремарку: «Как, однако, хорошо родиться в России. Рожденный и выросший здесь человек необыкновенно крепок перед любыми поворотами бытия. Здесь, кажется, не может случиться ничего ужасного и непоправимого, – все уже было […] Какой неожиданностью явился бы Апокалипсис для каких-нибудь англичан или американцев, сама жизнь которых расписана на тысячелетия вперед?! Мы же знаем, что смертны, что несправедливость так же органична, как время года, что лжепророки вполне терпимы, если не терять чувства юмора, и Бог не оставит нас, потому что без нас станет нестерпимо скучно».

Как рассказал Строганов в своем видеообращении (в силу обстоятельств он не смог присутствовать лично), сейчас ему уже ясно, что идея пьесы была навеяна экстремальной ситуацией и сломом системы ценностей, которые вся страна пережила в 1990-е.

«Для многих это было ужасом, отчаянием, крахом, а кто-то безумно обогатился. Но когда две недели назад мне позвонили из одного театра и сказали, что заинтересовались этим материалом, меня это не особенно изумило. Потому что ситуация, описанная в пьесе, довольно метафизична и касается любого кризиса, в котором человечество то и дело оказывается. Поэтому тема выживания, соседства самых низменных чувств и удивительного стремления к любви и еще более удивительной российской тяги к чудесам присутствует всегда».

При этом зрители, пришедшие на читку, признавались, что сегодняшняя ситуация тоже делает этот текст актуальным.

«Во втором акте я вдруг поняла, что персонажи – это непривитые, у которых нет QR-кода, и их всех загнали в поезд, который не едет», – сказала актриса МТА Анастасия Воскобойник. – «Мы ведь сейчас тоже переживаем кризис, и все слова, которые произносят персонажи, четко ложатся на нашу ситуацию».

А актер театра драмы Вадим Синицын, который в спектакле Карена Нерсисяна играл Мудрого, рассказал:

«Я очень люблю этого драматурга, многие его пьесы для меня загадка: есть в них что-то магическое. Эта пьеса мне кажется самой простой для понимания, социальной, острой, и у всех невольно возникают ассоциации с коронавирусом. Но ведь и до него было то же самое, мы вечно в каком-то «коронавирусе» живем! Вот и мой герой говорил: я хочу жить только для того, чтобы посмотреть, когда весь этот бардак закончится. Хотя я, вообще-то, оптимист»…

Фото: театр драмы им. В. М. Шукшина

Фоторепортаж