Медовый спас. Как бочку меда уберечь от ложки дегтя

08:04, 14 августа 2018г, Общество 1524


1
1

Еще утро не началось, а хозяйка уже посыпала углы в избе маком. Щедро кидала за печь, а потом разбрасывала в сенях. Это на благополучие, чтобы столько добра и денежек было в семье, и урожаи щедрые. Крестилась: «Прости, Господи, грешную». И то правда, это же в первый день Успенского поста, такого строгого, как Великий пост, и она, бабьим своим умом понимает грех свой? Понимает, потому и молит. Считалось, что все  прощается в этот день именно женщине.

А день-то какой 14 августа: в нем Медовый спас, Маков день, то есть православный праздник Маковей. и начало Успенского поста. Все в одной связке праздники,  в них святое и земное, как и в жизни человеческой. Вот Медовый спас. Это радость и сладость, но они не бывают без горечи. А вот она: лето, считайте, завершается. С сегодняшнего дня птицы собираются, чтобы вскоре потянуться в теплые края на зимовку. Пчелы тоже уходят на отдых, отработали свою поденку: прекращают мед давать. На пасеках пчеловоды, помолившись, заламывают соты.

Хорошо попасть к церкви, где угощают первым освященным медком богомольцев и просто прохожих. Знали все, что непременно на твою долю выпадет проба: считалось большим грехом, когда пасечник не угостит ребенка или подростка. На мед тянутся дети, молодые парни и девчата. Одеты нарядно, во все новое и чистое. 

Освященный мед в семьях только пробовали, а не съедали весь. Хранили в темном месте. Им лечились и восстанавливали силы, поминали родителей. Он и в наши дни считается особым.

Добродушные лица вокруг. Что с людьми? Так праздник такой: мед жизнь подсластил, и грешно хмуриться. Злиться, ругаться и выяснять отношения. Об этом знали и поверий придерживались, передавали из уст в уста, так и долетела до нас эта полезная примета, чтобы на ус мотали и ложку дегтя в свою бочку меда не опускали.

«Медовый Спас является первым днем Успенского поста. Русской православной церковью в этот день отмечается Происхождение (изнесение) древ Креста Господня. В церквях вспоминают семерых братьев-мучеников Маккавеев с их матерью Соломией. Известно, что в 166 году до н.э. династия Маккавеев восстала против указов, которые запрещали еврейские религиозные практики. Вероятно, связь мака и Маккавеев исключительно звуковая, но это одна из устоявшихся народных традиций».

На Маковея происходило малое освящение воды в реках, ручьях, родниках.   Святили новые колодцы, а старые уже были почищены и подправлены.

Освящали и маковейчики: связки из разных трав и маковых коробочек. Из этих коробочек мак не высыпали по углам, а хранили нетронутыми целый год, как оберег семьи от голода и невзгод. Только из одной коробочки разбрасывали зернышки вокруг избы от дурного глаза.

Ходили с гостинцами к вдовам и сиротам. Принесут пироги и спросят, чем помочь по хозяйству. Осматривали, что надо сделать, и только потом, сколотив «помочь», в назначенный день ремонтировали хлев или крышу, очищали овины.  В этот день нельзя было тяжело работать. Верили, что бог дает передышку для того, чтобы православный человек набрался сил и бодрости для короткого, но строгого поста.

Принято было вспоминать, когда в минувшем году улетели журавли. Следили,  появится ли в небе первый журавлиный клин. Говорили, что пошел на Спас дождь, нас обрадовал - не будет пожаров.

Плохой приметой было полы мыть, половики вытрясать, громко хлопать дверью. А прибираться в доме было положено во второй день Успенского поста.

Фоторепортаж