Мир, далёкий от идеала. В краевом театре драмы прошла премьера «Дней нашей жизни»

16:13, 29 января 2022г, Культура 1270


Мир, далёкий от идеала. В краевом театре драмы прошла премьера «Дней нашей жизни» Фото №1
Мир, далёкий от идеала. В краевом театре драмы прошла премьера «Дней нашей жизни» Фото №2
Мир, далёкий от идеала. В краевом театре драмы прошла премьера «Дней нашей жизни» Миниатюра №3
Мир, далёкий от идеала. В краевом театре драмы прошла премьера «Дней нашей жизни» Миниатюра №3

На экспериментальной сцене краевого театра драмы прошла премьера «Дней нашей жизни». В прошлом июне эскиз по пьесе Леонида Андреева могли видеть гости творческой лаборатории «Просторы истории», посвященной вековому юбилею театра.

Тогда зрители и участники сошлись во мнении, что молодому режиссеру из Санкт-Петербурга Дмитрию Огородникову удалось создать нечто вполне завершенное, несмотря на жесткие лабораторные условия: на все репетиции отводилось буквально пять дней. Отмечали удачно сложившийся актерский ансамбль и отдельно – работу Анны Бекчановой, сыгравшей главную роль. А вскоре театр объявил о том, что режиссер вернется к работе и выпустит полноценный спектакль. Корреспондент «АП» побывал на репетиции и обнаружил, что многое он оставил без изменений.

– Когда я только ехал на лабораторию, думал о том, что эскиз будет решен, скорее всего, в очень минималистичном ключе, – вспоминает Огородников. – А уже перед третьей репетицией мы пришли к той форме, которую вы увидели, и у нас еще оставалось время, чтобы нанизать на нее все остальное.

По сюжету опубликованной в 1908 году пьесы Андреева студент Николай влюбляется в девушку Ольгу, или Оль-Оль, но выясняет, что она – содержанка. Ее отец после смерти оставил семье долги, а клиентов ей находит собственная мать Евдокия Антоновна. На сцене 1-го Гостеатра Барнаула (будущий театр драмы) премьера спектакля по пьесе состоялась в январе 1922-го, и вот спустя сто лет на летней творческой лаборатории выяснилось, что «Дни нашей жизни» и сегодня отзываются в сердцах зрителей.

«Я хотел не столько осовременить, сколько сделать вневременную историю», – говорит Дмитрий Огородников, объясняя, откуда взялись столь траурно-торжественные черные костюмы и черная помада главной героини (художница по костюмам Ульяна Глумова при создании образов героев опиралась на работы известного фешен-фотографа Хельмута Ньютона).

На основе пьесы Леонида Андреева режиссер написал инсценировку, в которой поменял начало, убрав самую первую сцену, где действие происходит на Воробьёвых горах в Москве. Дмитрию Огородникову показалось, что сегодня она уже не несет никакой смысловой нагрузки, кроме знакомства с героями, а современному зрителю для этого требуется куда меньше времени. Зато он добавил пространный монолог героини из андреевской же пьесы «Океан» и фрагменты его не самых известных рассказов, а также стихи Глеба Самойлова из группы «Агата Кристи». Режиссер уверен, что декадентская эстетика группы вполне совместима с духом пьесы:

– Для меня в ней важна тема какого-то вселенского одиночества человека, с которым он ничего не может сделать. По сути, это то, про что всегда писал Андреев. Непонятость, недосказанность, неспособность услышать друг друга. Мне кажется, один из главных вопросов этой пьесы – зачем и ради чего это все? И тебе не то что жалко конкретных людей, но ты просто не понимаешь, как им помочь, если они несчастны в момент осознания себя. Мир, в котором мы находимся, все еще далек от некоего идеала, о котором думали в ХХ веке в предреволюционное время. Наверное, еще и потому, что мы потеряли некий ориентир, и с этим связана тоска, которая на нас упала.

Эстетика минимализма с расчерченными по черному полу границами комнаток должна привести зрителей к мысли, что буквально по соседству с нами разыгрываются порой безумные драмы. Публике также стоит держать в уме, что в режиссерской концепции все происходит в воспоминаниях главной героини.

– Мне нравится в спектакле ощущение пустоты, пустой сцены, – замечает Огородников. – Правда, добавится еще кое-что, чего вы пока не можете увидеть: тут будут белые полотна, на которых идет видеопроекция, которая станет частью общей сценографии.

В спектакле заняты Анна Бекчанова, Галина Зорина, Александр Шубин, Дмитрий Чижук и другие.

Кстати

На премьере присуствовал  известный российский театровед и критик, неоднократный участник экспертного совета «Золотой маски» Александр Вислов. Он был куратором июньской лаборатории, участвовал в отборе пьес и собрал режиссерский пул. 

Также в театре драмы напоминают, что вскоре выпустят еще один спектакль, который родился на той же «исторической» лаборатории: – 
«Трильби» по пьесе Григория Ге в постановке Галины Зальцман.

Фото: Алтайский театр драмы им. В. М. Шукшина.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж