Митрополит Корнилий назвал историческим событием освящение храма Покрова Богородицы в Барнауле

17:05, 02 октября 2017г, Культура 2381


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Митрополитом Московским и всея Руси Корнилием было совершено освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы в Барнауле. Жители нашего края, гости из многих городов и весей России, из ближнего и дальнего зарубежья – все, кому уже посчастливилось побывать в храме, не могут не согласиться со словами митрополита Корнилия, сказанными им по окончании чина освящения и первой литургии:

– Я думаю, что это историческое событие не только для Барнаула или Алтая, а для всего старообрядчества России и, конечно, еще больше – старообрядчества дальнего и ближнего зарубежья. Думаю, что народ будет притекать сюда все больше и больше, потому что единственная дорога, которая нужна человеку в жизни, – это дорога к храму…

Это небольшой островок в море громадном, которое нас окружает. И среди моря бушующего здесь тишина и покой. Это некий корабль, как Ноев ковчег, который в спокойствии плывет в Царство Божие, и те, кто находится внутри, тоже движутся во Святая Святых, в Небесное Царство.

Ноев ковчег

Храм и вправду похож на корабль – он не возвышается над окружающим городским пейзажем, а как будто парит над ним. Он вроде бы отделен от мирского и вместе с тем как бы притягивает, объединяет все и всех вокруг себя.

Уникальность проекта архитектора-старообрядца Алексея Синельникова понятна даже неофиту. Ориентировался мастер на владимиро-суздальскую архитектурную школу, принадлежащую к домонгольскому и дораскольному периоду. Внешнее украшательство в этой школе считалось лишним. Белокаменное чудо строго, величаво и вместе с тем как будто воздушно…

– Видите, эти элементы – как языки пламени, любви Богородицы к Спасителю? – показывает Алексей Синельников на колокольню. – А царственные купола – во владимиро-суздальском стиле.

Я не знал, что буду проектировать этот храм: в феврале 1994-го приехал в Барнаул, чтобы сделать экспертизу первого проекта. Его автор, наверное, был неплохой профессионал, но… не церковный человек. Он не знал службу изнутри.

Всем известен храм Покрова на Нерли, лебединая песнь России. Человек, который сотворил его, – он молился! Просчитать, измерить Бога невозможно! Просто нужно верить и доверять, нужно любить и создавать архитектуру духовную…

Первоначально предполагалось поставить храм на Змеиногорском тракте. Но, по словам Синельникова, когда его проект увидел главный архитектор города Сергей Боженко, то поразился и заявил: «Вы сделали праздник! Ему место в центре города!» И ведь нашлось такое место. «А рельеф-то другой, не лесистая местность, место ровное, – рассказывает архитектор. – Пришлось переделывать проект под царицу-победительницу, которая вошла в город. Я спроектировал этот комплекс в виде кремля. Вспомните русскую историю: как князья спали на соломе, как они, отринув богатство, уходили в монастыри. Такие, как Александр Ярославич Невский… Вот в таком духе я решил комплекс сделать».

На прихрамовой территории находится административно-хозяйственный корпус. Из старого храма переехала сюда небольшая, но очень хорошая библиотека. Сейчас существует при храме воскресная школа. Также замыслено сделать музей истории старообрядчества на Алтае или истории общины. Здесь же детей и всех желающих будут учить знаменному пению.

Гости и прихожане во дни торжеств посетили фотовыставку и старообрядческую ярмарку, проходившие в административном корпусе. На ярмарке были представлены церковные книги и духовная литература, сувениры, комплекты одежды для таинств, алтайские ягоды и чаи, томский кедровый орех, продукция фирмы «Алтай-старовер», фермерская продукция староверов.

Особый интерес у всех посетителей выставки вызвала карта старообрядчества.

Золотые века

«Карта Алтайского округа с указанием уездов, волостей и населенных пунктов, где имелись старообрядческие приходы» – так называется этот документ, над  которым работали кандидат исторических наук Борис Бабарыкин и историк-краевед, член общины Татьяна Мальцева. Вот что она рассказала об экспонате выставки:

– Первый золотой век старообрядчества случился при Екатерине II, которая произнесла пламенную речь в Синоде. Возмущалась она тем, что сильные мира сего посмели своих законопослушных граждан преследовать за то, что они исповедуют старую веру. И указом 1792 года Екатерина дала старообрядцам разрешение селиться на окраинах российской губернии – так были образованы казачьи станицы и одни из самых первых русских поселений на территории Алтайского горного округа.

А в 1905 году вышел знаменитый указ Николая II «О началах веротерпимости»: им как бы признавались неофициальные конфессии, в том числе старообрядчество. С этого периода началось бурное строительство храмов по всей России – это был так называемый второй золотой век старообрядчества. Вот почему мы определили для карты такое время – начало XX века.

На карте обозначены населенные пункты, в которых имелись молитвенные дома, часовни, храмы старообрядцев. Указаны в документе места проживания старообрядцев белокриницкого (поповского), беспоповского и поморского согласий, спасовского, часовенного и соловецкого толков. Почему на карте отмечены единоверцы тоже? Потому что многие старообрядцы делали вид, что пришли в единоверческую церковь, а сами ждали момента, когда будет разрешена их вера. Согласно исследованиям в Барнауле проживали старообрядцы белокриницкого, поморского согласий и единоверцы. «Но это не значит, что не было других, – отметила Мальцева. – Работа над документом еще идет – уж больно обширна была территория округа! В него входили Томск, Новониколаевск, часть Кузнецкого округа и Бухтарминский край».

Порой можно услышать, что старообрядцев в России было очень мало. Татьяна Мальцева опровергает это мнение: «Им нельзя было себя выпячивать. Старообрядцы не могли занимать государственные должности, учиться в высших учебных заведениях. Были редкие исключения: например, Савва Морозов окончил Кембридж. Обычно же представители нашей веры занимались крестьянским трудом либо промыслами. Немало среди староверов было купцов. Так, продажей и скупкой хлеба занимались барнаульские купцы I гильдии Морозовы – старообрядцы поморского согласия.

Просто Наташа

В административном корпусе было еще нечто, что нельзя назвать экспозицией: на одной из стен висели портреты молитвенников, не доживших до светлого дня освящения храма.

Я подошла к девушке, которая назвалась Наташей.

– Наташа, я нечаянно увидела, что вы плакали у этой стены. О ком-то из ваших родственников?.. – спросила ее.

– Нет, на портретах люди из нашей общины. Вот Леонтий Лазаревич с супругой Валентиной Михайловной стоят у церкви нашей старой, – показала она на одну из фотографий. – Леонтий Лазаревич для меня был как ангел в церкви – он всегда за свечами ухаживал, разжигал кадило, держал поднос с хлебами… И суровый, и выдержанный, но всегда интересовался жизнью других. И глаза у него были добрые-добрые.

А вот Никола Васильевич – он всем чинил обувь. И еще всегда стих «Алексея, божьего человека» в престольные праздники пел. У бабушки Варвары всегда были настолько добрые глаза и слова, что хотелось возле нее погреться. Вот бабушка Лена – помню, однажды было холодно зимой в храме, я сильно замерзла. Она подошла сзади, шалью меня укрыла – и так тепло стало…

Фоторепортаж