Борис Трофимов: «Муниципалитетам будем помогать»

17:28, 18 мая 2017г, Политика 877


1
1

Вопросам местного самоуправления Алтайское краевое Законодательное Собрание традиционно уделяет большое внимание. Председатель комитета по местному самоуправлению, депутат фракции «Единая Россия» Борис Трофимов рассказал «АП» о краевых законах, принятых в этой сфере.

– Борис Александрович, вы возглавили комитет по местному самоуправлению в конце 2016 года, но в предыдущем созыве краевого Законодательного Собрания вы были членом этого комитета. Расскажите о его деятельности в 2016 году.

– Действительно, председателем комитета по местному самоуправлению меня избрали в октябре прошлого года, а до этого в течение пяти лет я входил в состав этого комитета. Прошедший год был годом избрания депутатов седьмого созыва, но это не помешало нам осуществлять наши полномочия в полном объеме. За этот период комитет подготовил или принял участие в подготовке 19 законов Алтайского края, из них два – совместно с прокуратурой Алтайского края.

Мы также участвовали в подготовке двух проектов федеральных законов, направленных краевым Законодательным Собранием в Государственную думу в порядке законодательной инициативы. Одна из них, о внесении изменений в Земельный кодекс РФ, была поддержана профильным комитетом Государственной думы и в результате принята. Эти изменения позволили устранить имевшееся противоречие в части осуществления муниципального земельного контроля.

– Какие наиболее значимые события в сфере правового регулирования организации местного самоуправления можно отметить за прошедший год?

– В 2016 году неоднократно вносились изменения в базовый для муниципалитетов Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и в Федеральный закон «О муниципальной службе в РФ», которые потребовали принятия соответствующих законов Алтайского края. Один из них – «О порядке проведения оценки регулирующего воздействия и экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности».

С января этого года процедуру экспертизы должны были бы осуществлять не только городские округа и муниципальные районы, но и поселения. Для большинства из них на практике это является непосильным бременем. Поэтому федеральный законодатель внес ряд изменений в правовые акты РФ и для поселений обязанность проведения такой оценки была заменена на право ее проведения. Субъектам РФ предписали установить перечень муниципалитетов, в которых проведение оценки регулирующего воздействия является обязательным.

Формирование перечня комитет осуществлял в тесном взаимодействии с Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края и прокуратурой Алтайского края. В итоге закон был принят на декабрьской сессии 2016 года. В перечень вошло 26 городских округов и муниципальных районов. Также законом были определены критерии для включения муниципальных образований в этот перечень.

– Еще в минувшем году весьма активно обсуждались вопросы внесения изменений в краевые законы об избрании глав муниципальных образований и о порядке формирования представительных органов районного уровня.

– Причиной тому послужили правовые позиции, сформулированные в постановлении Конституционного суда РФ. В нем говорится, что в законах субъектов РФ может быть определен единственно возможный вариант порядка избрания глав и формирования представительного органа, если при этом применяются законодательно закрепленные критерии. Они касаются определения состава таких муниципальных образований, отражают объективные особенности осуществления местного самоуправления, включая степень концентрации возлагаемых на них публичных функций и задач.

Межведомственная рабочая группа в тесном сотрудничестве с органами местного самоуправления определила такой критерий для закона об избрании глав муниципалитетов. Для городских округов и муниципальных районов – это наделение их пятью и более государственными полномочиями. В таких муниципальных образованиях установлен единственный способ избрания главы – представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. В других муниципальных образованиях, в том числе поселенческого уровня, органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок избрания главы.

В законе о порядке формирования представительных органов муниципальных районов также был установлен критерий, устанавливающий единственный способ формирования депутатского корпуса – на муниципальных выборах. Он применяется для тех районов, в состав которых входит поселение с численностью населения более половины от численности населения района.

– В Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» были внесены изменения. Это как-то отразилось на аналогичном законе края?

– Разумеется. В краевой закон «О муниципальной службе в Алтайском крае» изменения вносились трижды. В одном случае они были подготовлены совместно с краевой прокуратурой и направлены на то, чтобы сформировать в крае единообразную практику привлечения муниципальных служащих к ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Второй раз уточнялись вопросы исчисления стажа муниципальной службы.

Кроме того, в декабре прошлого года по инициативе комитета были внесены изменения, позволяющие замещать высшие должности муниципальной службы в сельских поселениях при наличии высшего образования не выше бакалавриата, что, по нашему мнению, создает условия для подбора и сохранения квалифицированных кадров для муниципальной службы. Прокуратура Алтайского края с таким подходом не согласилась и уже в этом году опротестовала эти изменения. Однако комитет считает, что краевое Законодательное Собрание действовало строго в рамках тех полномочий, которые предоставлены субъектам РФ законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», и намерен отстаивать эту точку зрения.

– Большая часть вопросов местного значения для сельских поселений, касающихся в том числе и вопросов жизнеобеспечения населения, была в 2015 году передана на районный уровень. Как сегодня эти полномочия осуществляются на территориях сельских поселений?

– Практически сразу в муниципальных районах пошли по пути обратной передачи части полномочий от района поселениям путем заключения соглашений. Но передаваемые полномочия различаются и по количеству, и по содержанию. К наиболее часто передаваемым относятся такие полномочия, как организация в границах поселения электро-, тепло-, газо– и водоснабжения населения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; сохранение, использование, популяризация и охрана объектов культурного наследия; участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

2015 год был сложным для муниципальных образований. Это было обусловлено и недостаточностью финансирования переданных полномочий, и ошибками при оформлении соглашений, и отсутствием единых методик расчета межбюджетных трансфертов. Однако в течение 2015 – 2016 годов комитетом совместно с администрацией Алтайского края, краевой прокуратурой и муниципалитетами была проведена серьезная работа по совершенствованию практики заключения соглашений о передаче части полномочий. Были разработаны типовые формы соглашений и даны рекомендации по расчету межбюджетных трансфертов на осуществление переданных полномочий. В итоге в 2016 году соглашения с сельскими поселениями заключили все 59 муниципальных районов. При этом количество передаваемых полномочий различно: от одного до пяти вопросов местного значения передавалось на уровень сельских поселений в 23 муниципальных районах, от шести до десяти – в 24 районах, от 11 до 15 – в 11 районах, 20 – в одном районе.

Также в 2016 году была предпринята попытка решить проблему передачи муниципального имущества в связи с перераспределением полномочий. В феврале в Государственную думу была направлена законодательная инициатива Алтайского краевого Законодательного Собрания, которой предлагалось упростить процедуру передачи имущества, а также обязать органы местного самоуправления безвозмездно передавать имущество, необходимое для решения перераспределенных федеральным законом вопросов местного значения. Но инициатива была отклонена.

Практика заключения соглашений в текущем году показывает, что у большинства муниципальных образований особых сложностей нет, но деятельность комитета по мониторингу проблем, возникающих у органов местного самоуправления при передаче полномочий, будет продолжена. Также мы будем продолжать работу по дальнейшему развитию правового регулирования продолжающейся реформы местного самоуправления и, конечно же, оказанию практической и методической помощи органам местного самоуправления.

Вопросы задавал Алексей СЕРГЕЕВ

 
Фоторепортаж