«Мы – уходящая порода людей». В Алейске живет одна из немногих в стране женщина-дирижер

18:15, 30 октября 2021г, Культура 2242


«Мы – уходящая порода людей». В Алейске живет одна из немногих в стране женщина-дирижер Фото №1
«Мы – уходящая порода людей». В Алейске живет одна из немногих в стране женщина-дирижер Фото №2
«Мы – уходящая порода людей». В Алейске живет одна из немногих в стране женщина-дирижер Миниатюра №3
«Мы – уходящая порода людей». В Алейске живет одна из немногих в стране женщина-дирижер Миниатюра №3

Фото Олег БОГДАНОВ

«Мы – уходящая порода людей», – говорит грустно Алла Захарова. В ее расписании небольшой перерыв – когда занятия с ребятишками из класса аккордеона уже окончены, а со взрослыми еще не начинались. Днем она преподаватель музыки, а вечером – дирижер муниципального оркестра русских народных инструментов Алейска имени Николая Акатова.

Волшебная палочка

Ее детство было типичным для ребенка, которого родители отдали «в музыкалку». Вместо прогулок со сверстниками – многочасовые гаммы, арпеджио, этюды, подготовка к диктантам по сольфеджио, волнения перед академическими концертами. Но скажи такой юной одаренности, что нет у нее радостей детства, – удивится. Ибо музыка, однажды случившись с человеком, остается в нем навсегда.

Алла Захарова – выпускница алейской детской музыкальной школы,  барнаульского музучилища, новосибирской консерватории. В начале 90-х она вернулась в Алейск уже преподавателем и сегодня заведует народным отделением, учит ребят музыке, ведет музыкальную летопись Алейска в соцсетях под забавным ником Алла Аккордеоновна, дирижирует оркестром.

О том, что женщин-дирижеров не то что в крае – в стране по пальцам пересчитать, просто не задумывается. Совсем другие мысли в голову приходят, когда берет в руки свою «волшебную палочку». Место дирижерское, намоленное, более сорока лет по праву принадлежало Николаю Акатову, личности незаурядной, не муниципального – российского масштаба. Приехав в Алейск в 1983 году, проработал в оркестре всю жизнь и вывел самодеятельный некогда коллектив на профессиональный уровень. С ним ОРНИ не раз становился лауреатом и обладателем Гран-при всероссийских конкурсов. И по сию пору играют в оркестре музыканты, что прошли с Акатовым весь путь становления коллектива, создали и сберегли его традиции,  среди них – Екатерина Кроневальд и Ольга Шадрина. Когда они приехали в Алейск молодыми педагогами, Алла еще в школе училась. «Нет, рядом с ними я не могла чувствовать себя руководителем», – вспоминает героиня тот трепет, когда оркестранты все как один вскинули глаза на первый ее дирижерский жест.

Когда он ушёл

– Мы жили с Николаем Николаевичем по соседству, он был моим учителем. Учил не только загораться идеями, но и раскладывать их по полочкам, доводить до ума. В юности я его небожителем считала, – рассказывает Алла Викторовна. – Завораживали его руки, когда он дирижировал, удивляла точность фраз, располагала доброжелательность к коллегам и ученикам. Однажды я увидела, как мой кумир переобувается за кулисами. И впала в ступор. Понимаете, он переобувался! Как самый обычный человек…

С ним оркестранты привыкли быть лучшими на любой фестивальной площадке. Так что даже на отборочных турах, где высшие награды не присваиваются, спрашивали: а почему? И тогда он делал серьезное лицо: «Ну, ребят, вы заелись».

На самом-то деле музыкантам непросто жилось. Собираясь на конкурсы, экономили на чем могли. Если муж оркестрантки был военнослужащим, она ехала по воинскому проездному. Или, например, покупая билеты, отказывались от страховок, лишь бы выступать. Удивительной премии Правительства России был удостоен Акатов – «Душа России». В 2014 году его не стало. А «дети» Николая Николаевича, музыканты, хранят теперь то, что так дорого было его сердцу.

Увы, лишь после ухода человека мы осознаем, как много он значил в нашей жизни. Это Алла Захарова говорит не только про Акатова. Во время учебы в музучилище дирижирование ее курсу преподавал Евгений Иванович Борисов, основатель великорусского оркестра «Сибирь». «Мы, студенты, этот подарок судьбы не ценили. Это сейчас понимаем, какими были счастливыми», – грустно улыбается дирижер. 

Обещанного два года ждут

Музыка не рождается из воздуха. Ей очень к лицу и недавняя реконструкция алейской детской школы искусств, и только что открывшийся здесь виртуальный концертный зал, и новые музыкальные инструменты.

Гранты – такая возможность их приобретения есть сегодня у музыкантов. Выиграла губернаторский грантовый конкурс и алейская ДШИ. Суммы, 550 тысяч рублей, хватало на покупку нового концертного баяна «Юпитер», выпускаемого единственной в России фабрикой с одноименным названием «Баян Юпитер». В самом радужном настроении Алла Захарова позвонила в Москву и услышала, что своей очереди на получение инструментов люди по два года ждут:

– У нас не было столько времени, ведь грантовые деньги – целевые, с определенным сроком реализации. И я начала рассказывать по телефону незнакомому человеку, москвичу, что такое Алтай, как он далеко, и про наш маленький Алейск, в котором живут и работают чудесные музыканты. Повисла пауза, я уже готова была разрыдаться. И тут голос на том конце трубки сказал: «Мы сделаем вам новый баян вне очереди». Вот он – красивый, блестящий, с благородным голосом.

«Музыка вечна»

Вместе мы позволили себе немного ностальгии – так случилось, что к музыкальному сообществу Алейска автор этих строк имеет прямое отношение. Вспомнили времена, когда в Алейске дислоцировалась дивизия РВСН. Офицеры-ракетчики приезжали с женами, у многих из которых было музыкальное образование. И ребятишек тогда не в пример больше было в музыкальной школе, и преподавателей, и оркестрантов.

К слову, здание ДШИ расположено в военном городке. Так настоящее перекликается с недавним блистательным прошлым музыкальной жизни Алейска, которая никогда не делилась на военную и гражданскую. На двух главных городских сценах, Дома досуга и Дома офицеров, проходили вечера русского романса, фестивали воинской песни и, конечно, концерты двух оркестров – дивизии РВСН и акатовского, с его широчайшим репертуаром, от залихвастских «Коробейников» до романтического «Либертанго» Пьяццоллы.

За время преподавания в Алейске Алла Викторовна вырастила 50 учеников. Правда, почти никто не вернулся в родные пенаты. Одни предпочли большую сцену, другие – хорошо оплачиваемую работу. Можно ли винить талантливых людей за то, что у них есть выбор?

Собеседница рассказала об одной из своих одаренных  учениц. Девушка сейчас преподает музыку в Германии. Ее зарплата в месяц составляет в переводе на российские деньги около 270 тысяч рублей при более низкой, чем у наших преподавателей, нагрузке.

Социальная значимость профессии требует оперативного решения застарелого вопроса привлечения кадров, как считает Алла Захарова.

Государственные программы поддержки культуры работают в регионе, но рассчитаны они в основном на модернизацию материальной, технической, инструментальной части.

– Музыканты – товар штучный. Мы вымираем, если говорить о небольших городках, – констатирует музыкант. – Особенно баянисты, аккордеонисты, домристы. Есть талантливые дети, но мало кто идет сейчас в профессию. Причина банальна – размер зарплаты преподавателя. Я уважаю всякий труд, но неправильно, когда человек, учившийся музыке много-много лет, получает на уровне технички. Дефицит кадров у нас такой острый, что, отработав 27 лет, я считаюсь молодым специалистом. А вчерашние выпускники, если и поедут в Алейск, то как решать на местном уровне их проблемы, включая жилищную? Съемное жилье дорогое, большая часть зарплаты будет уходить на его оплату. Хотя по большому счету это все бытовуха. Все преходяще – музыка вечна.

В будущее принято смотреть с оптимизмом, и все же грустные мысли одолевают. Пролетят годы. Кто придет на место нынешних преподавателей специальности, сольфеджио, музыкальной литературы, оркестрантов? Услышат ли живую музыку жители второй половины ХХI века? Или ничего, кроме MP3, знать не будут?

Фоторепортаж