На Алтае отмечают столетие со дня рождения Василия Ситникова

15:00, 23 декабря 2018г, Общество 1309


1
1

В Алтайском педуниверситете отмечают столетие со дня рождения легендарного декана физико-математического факультета Василия Ситникова.

22 декабря 1918 года в глухой сибирской деревушке родился мальчик, которому судьба уготовила самую прекрасную должность на земле – быть учителем. После школы-семилетки семнадцатилетним он уже участвовал в ликвидации безграмотности среди взрослых. Потом после педучилища учил детей,  пока не грянула Великая Отечественная война. Она сделала из него мужественного воина. Но не убила желания быть учителем. После Победы он оканчивает физико-математический факультет учительского института в Бийске и переезжает в Барнаул, где поступает опять на физико-математический факультет, но уже педагогического института,  учится в нем заочно и работает вначале лаборантом, ассистентом, преподавателем, а затем и деканом физико-математического факультета Барнаульского государственного пединститута. И почти на 30 лет становится учителем учителей, эталоном человека и руководителя, ученого и преподавателя, настоящей легендой.

Наше знакомство началось в 1968 году в актовом зале института, куда нас, первокурсников, собрали перед отправкой в колхоз. Василий Яковлевич сказал, что мы молодцы, успешно сдали школьные экзамены и вступительные. В то время конкурс на физмат был два человека на место. А еще он велел нам не ломать спину на сельхозработах. На экзаменах и так много сил потрачено, надо их восстановить. Так что там отъедайтесь на вольных деревенских харчах – таков был его наказ. И пояснил: впереди первая сессия.

Феноменальные способности

Не успели мы освоиться в ранге первокурсников, а он уже знал биографию каждого нового своего подопечного. Знал в лицо. Об этой его феноменальной фотографической памяти уже тогда ходили легенды. В нашей группе учился, точнее, продолжил учебу моряк-подводник Витя Отводенко. Его призвали с первого курса, и, когда через четыре года он вновь появился в институте, Василий Яковлевич сразу же узнал его, обрадовался ему и определил в нашу группу, которая была одной из сильнейших на факультете. Для Виктора это было настоящим потрясением.

Он знал о своих студентах почти все. И узнавал своих выпускников через многие годы.

Как-то раз на лекции он посетовал: «Что-то ты, Александр, стал пропускать лекции, опаздывать». Мой однокурсник Саша Богданов тут же возразил: «Василий Яковлевич, вы же знаете почему». – «Да, знаю, – со вздохом сказал наш декан. – Но все равно ты старайся не пропускать, самому же потом трудно будет наверстывать». А нам тогда и невдомек было, что наш Александр не раз подменял в котельной своего общежития на Красноармейском запойного кочегара.

Чтобы не опаздывать на лекции после ночной смены, он подключил будильник к автомобильному аккумулятору, и утром все общежитие дружно под рев сирены поднималось на учебу. А он нажимал на кнопку, сирена замолкала, и пытался еще поспать. Продолжалось это до тех пор, пока не нашли хорошего кочегара.

А на третьем году обучения в вузе Василий Яковлевич как-то спросил Богданова: «Александр, ты, говорят, жениться собрался, не рано ли?» – «Вы сами, Василий Яковлевич, виноваты, – парировал Саша. – Ведь это вы меня поселили в девичье общежитие. Я и так почти три года держался», – закончил он под наш дружный хохот.

На одной из лекций, а читал он у нас электротехнику, ему показалось, что я его не слушаю. И он вежливо попросил меня повторить то, о чем он только что нам рассказывал. «Василий Яковлевич, вы рассказывали про автотрансформатор», – начал я. «Ну и что же это за штука?» – настойчиво добивался он. «Это трансформатор, который состоит из одной обмотки и потому прост в изготовлении и дешев». – «Надо же, а ты у нас, оказывается, коммерсант!»

Еще он очень любил ходить на традиционную эстафету «Алтайской правды». И от души радовался победам нашей институтской команды. Коллеги из других вузов говорили ему: мол, вы только за счет спортфака и выигрываете. А он все их выпады парировал: «Мы вас били и тогда, когда спортфака и в помине не было. Одним физматом».

Крепкая команда

 Василий Яковлевич был одним из инициаторов и организаторов студенческих стройотрядов. В то время два ССО физмата летом работали вдали от института. А один строил новое общежитие. Так что забот у него был полон рот. В то время у нас был дефицит преподавательских кадров. Особенно остепененных. Но ему удавалось создать такую команду, находить для нас таких преподавателей, которые становились любимыми.

И все они были неординарными личностями. Лекции по матанализу нам читал Владимир Федорович Пономарев. Его изложение было таким ясным и четким, что все теоремы запоминались сразу.

В то время у нас появился новый и очень молодой кандидат физико-математических наук Эммануил Наумович Криворукий. Он читал лекции по теоретической механике, ядерной физике.

Вскоре мне пришлось вспомнить все эти его уроки. В начале второго семестра на третьем курсе у нас началась первая практика. Я с группой товарищей попал в школу на улице Северо-Западной. И там кроме уроков нам надо было сделать один прибор для кабинета физики. Спросил у старшего по возрасту коллеги, что ему надо. А он развернул передо мной журнал «Физика в школе». Там были описание и схема высоковольтного источника тока. «Вот что хотел бы, – сказал он. – Я уже для тебя все материалы приготовил».

В общем, сделал я этот источник тока с регулируемым напряжением от нуля до 20 киловольт. Его потом после практики вместе с другими студенческими приборами показывали на выставке в институте. Но про то, какие мы с ним провели эксперименты, я побоялся рассказывать Василию Яковлевичу. Думал, раз Фарадею, который на спор прикасался рукой к сетке, заряженной в миллион вольт, это можно, то почему бы и нам не попробовать? Всего каких-то 20 тысяч вольт!

Еще одной легендой на факультете был старейший преподаватель Евгений Васильевич Перминов, который читал нам лекции по общей физике. Студенты уважительно называли его Дедом. На лекции он приходил без конспектов, открывал программу и начинал говорить как по писаному.

Удивил нас, и не раз, Валентин Дмитриевич Лунев. Во-первых, на своих экзаменах по теоретической физике разрешал при подготовке ответа пользоваться конспектами. А на четвертом курсе предложил вместо астрономии заниматься нам астрофизикой, что было встречено радостным гулом одобрения. Мы поняли, что с Василием Яковлевичем это согласовано давно. «Древнегреческие мифы о звездах вы почитаете со своими учениками, а я предлагаю вам для начала посчитать температуру внутри Солнца», – начал он свою первую лекцию.

Но больше всех нас задевал наш преподаватель-методист Михаил Филиппович Леонтьев. Он не переставал повторять: «Вы всех своих любимых преподавателей забудете, а вот меня никогда». Он предлагал каждому разработать к конкретному уроку одну или несколько проблемных ситуаций. «Покажите их мне – и можете быть свободными», – подначивал он.

Царица наук и политика государства

Меня часто спрашивали, почему я выбрал именно этот вуз и этот факультет. Я уже тогда понимал, что получу там фундаментальное образование. «Математика – царица наук, а арифметика – царица математики», – говорил Карл Гаусс, признанный всеми «король математиков». И политика государства тогда была такой, что преподаватели вузов искали талантливых, способных овладеть математическими знаниями детей в школах. С годами я понял, что смог поменять свою профессию и остаться в ней только благодаря тому багажу, который приобрел, пройдя высшую школу Василия Яковлевича Ситникова.

Современные исследователи говорят, что будущим поколениям за всю свою жизнь придется менять профессию 3 – 4 раза. Многим моим коллегам пришлось это сделать, но они и в новых ипостасях стали не менее успешными. 

Несколько лет тому назад я брал интервью у одного из ученых-энергетиков Павлодара. Спросил у него, почему он для защиты своей докторской диссертации по электротехнике выбрал Россию. «А потому, что, несмотря на потрясения, у вас по-прежнему эта наука находится на самом высоком мировом уровне и ваши ученые – признанные лидеры по многим направлениям», – отвечал он.

И как же мне после этого не гордиться тем, что в этой оценке есть заслуга и моего учителя? Василий Яковлевич воспитал и вырастил себе достойную смену. Немало наших выпускников стали преподавателями, защитили кандидатские и докторские диссертации. А в старом корпусе нашего института теперь располагается Институт физико-математического образования.

В прошлом году мы, выпускники 1972 года, побывали в нем и увидели, что из лаборатории электротехники сделали музей Василия Яковлевича. Там все осталось таким, каким было во время нашей учебы. А встретил нас старый наш товарищ Геннадий Абрамкин, он поступил на физмат годом позже нас. Сейчас заведует кафедрой, имеет ученую степень. В Интернете он выставил фотографии почти всех выпусков физико-математического и физического факультетов.

С годами я понял, что настоящий учитель, а Василий Яковлевич был именно таким, дарит каждому своему ученику частицу своего сердца.

Фоторепортаж