Наука под соснами

15:00, 20 июня 2016г, Общество 2196


1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

На этой неделе в санатории «Гренада» завершилась профильная смена юных исследователей и робототехников. Десять дней под руководством преподавателей вузов и педагогов допобразования школьники 8 – 17 лет проводили физические опыты, печатали на 3D-принтере, изучали комаров и лягушек в естественной среде и боролись с энтропией.

Жизнь кипит

Первую такую смену, организованную краевым центром информационно-технической работы, в «Гренаде» провели в прошлом году для пятидесяти детей. Теперь количество участников со всего края возросло вдвое. Причем в КЦИТР подчеркивают, что собрали действительно лучших: участников научных конференций, победителей технических олимпиад и выставок, одаренных 3D-моделистов.

– Занятия идут в две смены: до обеда здесь «техники», они в синих футболках, а «исследователи» в оранжевом в это время гуляют и работают над своими проектами. Потом они меняются местами, – объясняет Валентина Баранова, заведующая информационно-методическим отделом КЦИТР. – Но мы, конечно, не забыли про игры на свежем воздухе – был спортивный турнир, зажигательные вечерние мероприятия. Жизнь кипит!

Немаловажно, что для родителей все эти радости обошлись в 2700 рублей, остальное – из бюджета.

В это время начинается итоговая конференция юных исследователей. Экран, проектор, доклады и демонстрационные модели – несмотря на расслабленную атмосферу, тон у школьников вполне серьезный.

– Это демонстрационная модель, – показывает десятиклассница из Славгорода Алла Быкова на конструкцию из деревянной рамки, пластиковых бутылок, банок из-под газировки и витой проволоки. – За счет потенциальной энергии капель мы получаем электростатический заряд. На профильной смене мне очень помогли усовершенствовать эту работу, я довольна!

– А отдохнуть-то успели?

– Конечно, мы здесь отдыхаем! Гуляем, играем в волейбол, в бассейне купаемся.

Навести порядок

Доцент АлтГТУ, кандидат физико-математических наук и постоянный эксперт программы «Будущее Алтая» Алексей Никифоров и восьмиклассник из Славгорода Никита Галий колдуют над сковородкой и маленькой плиткой. «Сейчас будем наблюдать ячейки Бенара, со временем они появятся», – загадочно бросает школьник.

– Это слой минерального масла, в котором есть мелкодисперсные частицы, – приходит на помощь Алексей Никифоров. – При нагревании образуется упорядоченная структура, которую называют «неустойчивостью Бенара», и через некоторое время мы увидим на поверхности правильные шестиугольники. Но система стремится к состоянию термодинамического равновесия, весь порядок разрушается, и энтропия берет свое. Так что можно сказать, что мы тут боремся против энтропии (смеется).

– Высокая цель!

– В сущности, вся наша деятельность – попытка навести какой-то порядок…

Алексей Гранитович говорит, такая смена дает возможность детально обсудить с ребятами темы их научных работ. А несерьезный антураж своего эксперимента преподаватель оправдывает тем, что многие открытия в физике были сделаны на коленке. Всего в команде исследователей 36 человек, дети много общаются по темам своих работ, обмениваются идеями. «Но у нас, конечно, есть досуг: спортивные игры, делаем по утрам зарядочку, смотрим фильмы, когда это возможно», – говорит преподаватель.

Когда на «лабораторной» сковородке появляются первые признаки порядка, комнату наполняет аромат пирожков.

Пределы воображения

В другой части конференц-зала жужжат 3D-принтеры, один заряжен синим пластиком, другой – белым. Печатается медальон «Инь – ян» из пяти частей, созданный школьником в программе цифрового прототипирования, или 3D-моделирования. Распечатывают здесь только простые модели (из-за скорости), но на экранах ноутбуков можно увидеть более впечатляющие штуки. По словам педагогов, никаких ограничений, кроме границ воображения, нет. Дети делают то, что им нравится: автомобили, самолеты, значки и шкатулки.

– Это модель экспериментального истребителя Е-150, созданного в прошлом веке, – объясняет увлеченный авиацией семиклассник Максим Костин из Камня-на-Оби.

– И что чувствуешь, когда получаешь пластиковую фигурку, которую только что сам смоделировал?

– Как будто чудо!

Еще участники профильной смены освоили 3D-сканер. Сканировали друг друга, а восьмикласснику Данилу Королеву из Бийска удалось даже распечатать миниатюрную модель самого себя. «Он победитель наших олимпиад, очень увлечен этим направлением, – рассказывает методист Валентина Баранова. – На олимпиаде по цифровому прототипированию занял третье место, но соревновался в старшей возрастной группе, а задания там были на уровне первого курса технических вузов!»

Изучать играючи

Коридор корпуса оккупирован роботами – младшеклассники занимаются конструкторами LEGO We-Do, дети постарше – LEGO EV3. Сами программируют, вносят конструктивные усовершенствования.

– Сначала создавали простые базовые модели, а сейчас каждый день придумываем новую тему по робототехнике – автомобили, сказки. Сегодня у нас парк аттракционов, – говорит учитель начальных классов тальменской школы № 1 Ирина Чебыкина. – Нам самим нравится тут работать: дети заинтересованные, быстро подружились и стали командой. И никакой усталости, наоборот, такой подъем сил!

Кстати, парк получился с национальным колоритом: в его центре избушка на курьих ножках, которая может буквально «повернуться к лесу задом», если поднести палец к датчику расстояния.

У биолога Натальи Давыдовой, доцента кафедры мелиорации земель и экологии АГАУ, тоже есть поводы для радости: местный пруд представляет собой уникальную замкнутую экосистему, для экологической смены лучше не придумать. «Вот вам, пожалуйста, комары, лягушки – по вечерам они о-очень громко поют! А еще ящерицы, ужи, утки. За два занятия мы рассмотрели все основные принципы, причем это был не скучный урок, а отдых-игра. Дети занимаются своими проектами, но здесь могут увидеть и другие направления, так что гуманитарии попутно открывают для себя физику и биологию».

Фоторепортаж