Не лучшие, а любимые: Учителя года выбирают в Алтайском крае

11:00, 23 марта 2017г, Образование 1345


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

20 марта в Барнауле начался конкурс «Учитель года Алтая». 24 педагога из городов и районов края представляют опыт работы, проводят классные часы и обсуждают новые задачи, стоящие перед системой образования. Но главным, самым показательным и нервным конкурсным испытанием остается открытый урок.

В этом году конкурс проходит на базе школы № 55. По традиции педагоги-участники впервые видели своих учеников буквально за несколько минут до начала занятия. Однако профессионализм учителей, которые дошли до краевого этапа, таков, что об этом забываешь уже через пару минут.

Урок с аншлагом

Среди участников есть и те, для кого это не первая попытка. Учитель русского языка и литературы барнаульской гимназии № 42 Арсен Григорян уже пробовал силы на краевом конкурсе в 2013 году, даже дошел до финала и теперь надеется, что ему покорятся новые вершины.

Его урок литературы в 9 «Б» был посвящен поэзии Серебряного века, причем он взял те имена, которые почти не изучаются в школьной программе: Хлебников, Крученых, Северянин. Использовал интерактивную доску, чтобы знакомить детей со стихами, картинами художников-авангардистов и кадрами кинохроники начала ХХ века. Словом, погружал в контекст эпохи. И отмечал каждую верную догадку своих подопечных, так что весь класс состоял из сплошных умниц.

После урока, завершившегося овацией членов жюри, он рассказал корреспондентам «АП», что несколько лет назад конкурс помог ему пересмотреть взгляды на преподавание:

– Я вырос в семье учителей, понятно, что папа и мама работали традиционно, и сначала я в какой-то степени копировал то, что видел у них. Конкурс 2013 года дал мне возможность взглянуть на преподавание по-другому: можно дать детям больше возможностей самим подойти к проблеме, к теме урока. И когда я увидел, что так  дети лучше усваивают материал, взял эту идею за основу. Теперь постоянно ищу новые методики.

– Сегодня на уроке было много посторонних – настоящий аншлаг, и я слышала, как вы успокаивали учеников перед звонком. А что себе в этот момент говорили?

– Честно сказать, уже не помню, волнение было слишком велико (улыбается). Урок получился очень плотным, важно было не потерять связки между его частями, что не просто.

– Вы написали о себе, что учите ребенка отстаивать свою точку зрения в проблемных вопросах. Но что, если вы с ним не совпадете во взглядах?

– Знаете, по молодости мне хотелось, чтобы все было только так, как я сказал. Но вскоре понял, что у ребенка могут быть интересные идеи и нужно дать ему возможность их развивать, чтобы привнести в наш мир что-то новое. Поэтому сейчас споры даже приветствуются – но если речь идет о литературе, то говорить о своей точке зрения можно, только если у тебя есть доказательства в тексте.

Подчинить стихию

У Ольги Бойко, учителя русского языка и литературы из средней школы № 19 города Яровое, тоже обширный конкурсный опыт: она «самый классный классный-2015», победитель «Педагогического дебюта-2016», лауреат премии губернатора за лучшие творческие публикации… При этом в школе работает всего лишь четвертый год: окончив Славгородский педколледж в 1999 году и БГПУ в 2005-м, она сосредоточилась на журналистике, сотрудничала с газетами и телеканалами, до сих пор является корреспондентом программы «Вести-Алтай».

Ее урок русского языка был посвящен функциям обращения в предложении, причем, поскольку он проходил во Всемирный день поэзии ЮНЕСКО, много примеров Ольга Эдуардовна позаимствовала из русской классики.

– Кажется, начав участвовать в конкурсах, остановиться невозможно?

– Дело не в этом, я просто хочу быть с людьми, с которыми познакомилась на конкурсе, мне с ними очень интересно. Попасть к ним в одну компанию можно только через другой конкурс (смеется). А если серьезно, то ни одни курсы повышения квалификации не дают такой потрясающей возможности для роста. И еще я очень люблю ощущение адреналина: не умею плавать, но прыгаю с вышки, летаю на аэростате. Не могу без этого, это часть меня!

– Вы использовали на уроке свой журналистский опыт.

– А я не оставляла эту профессию! Мы живем в век информации, и мне хочется, чтобы дети умели ее сортировать, выбирать лучшее. Идея медиаобразования, которую я представляла в первый день конкурса, в том, чтобы научить детей владеть собой в информационной стихии. И, возможно, даже подчинить ее себе. Об этом я буду рассказывать и в рамках воспитательной беседы – это будет разговор с учащимися, для них достаточно неожиданный. Я люблю работать по принципу «хорошо, но мало», чтобы дети уходили с урока озадаченными.

– Каковы критерии оценки участников? – спрашиваем мы члена основного конкурсного жюри, учителя истории Малаховской средней школы Косихинского района (и победителя конкурса 1999 года) Николая Марухина.

– Если одним словом, это профессионализм. Он заключается в том, чтобы найти точки соприкосновения со всеми детьми на данном уроке, причем не абстрактные, а в рамках предмета. Помешать может только неумение по большому счету, а если человек этим владеет, то даже волнение – ерунда.

– Конкурсанты вас еще удивляют?

– Конечно! Здесь много интересного и подавляющее большинство участников достаточно опытные. Несколько лет назад появился конкурс «Педагогический дебют» и увел молодых и активных педагогов. Они – наша надежда, они показывают потенциал, но конкурировать с теми, у кого лет десять стажа, они не могут.

– Можно ли говорить о том, что здесь собрались действительно лучшие учителя края?

– Нет, я категорически против! И в Положении о конкурсе нет ни слова о том, что это выбор лучшего. Мы выбираем интересного, талантливого, творческого учителя, который становится в какой-то степени символом. А лучший учитель у каждого свой, притом называем мы их не лучшими, а любимыми.

Фоторепортаж