В Барнауле прошел вечер памяти Валерия Золотухина

17:00, 01 апреля 2015г, Культура 2670


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

В Барнауле 30 марта помянули умершего в этот день два года назад Валерия Золотухина, нашего великого земляка, актера, певца, режиссера, писателя, наставника, многолетнего художественного руководителя Молодежного театра Алтая, руководителя актерского курса в АлтГАКИ.

Валерий Золотухин родился 21 июня 1941 года, в самый канун войны, и рассказывал, что когда его первый раз принесли к матери кормить, все женщины в родильном отделении плакали, уже знали о войне. И вся жизнь у Золотухина вышла вот такая – с горьким привкусом. На Таганке была огромная слава, но из дневников видно, что то и дело по разным поводам все, кому не лень, старались поставить Валерия Сергеевича «на место». Да еще и стравливали с другом Владимиром Высоцким. Отрадой оставались спектакли, хороший спектакль еще поди пробей. За то, чтобы попасть на прогон спектакля «Живой» по повести Бориса Можаева, поставленный Юрием Любимовым, московские чиновники давали ордер на квартиру – такая была тогда цена мысли и творческого высказывания.

– Повесть вышла в 1967-м, спектакль – в 1968-м. Играли редко. Любимов с Можаевым были хитрые: как только новое постановление правительства, они под это дело сочиняли письмо: «Партия дает новые ориентиры, и в связи с этим нужно показать «Живого…» Евтушенко принимал в этом активнейшее участие. Каждую весну это происходило. Рубились березы для декораций – и на березах домики, церкви... А потом спектакль прикрыли совсем и на полке он пролежал 21 год… – рассказывал он мне в одном интервью.

В воспоминаниях Золотухина есть момент: как-то раз он пришел на «Живого» раньше времени и увидел, как Любимов ходит по сцене и крестит ее. Таким было отношение у создателя спектакля к своему детищу.

В Молодежном театре Золотухин сыграл много. Одна из его ролей – Городничий в «Ревизоре».

– Тот, кто берется за «Ревизора», должен обладать наглостью великой. Набоков сказал, что это лучшая пьеса, написанная на русском языке. Пять огромных актов, огромнейший пласт философии – справиться с этим сложно. Пьесу мало кто читает. Сюжет помнят, а читают мало. И я в том числе. Даже не представлял, что мне предстоит. Первое, что спросил Любимов, когда узнал о Городничем: «Ты что, выучил весь текст?!» Зато насколько там все про нас! При советской власти пьеса не так звучала. А сейчас ведь даже губернаторы и городничие вернулись. А уж остальное... В Калуге после премьеры на каком-то банкете мэр мне говорит: «Вот когда артисты играли про взятки, аплодисментов не было, а когда про мост – аплодисменты были». Это он хотел похвалиться, что взятки они изжили. А про мост у меня там такие слова: «Кто тебе помог сплутовать, когда ты строил мост и дерева написал на 20 тысяч, когда его и на 100 рублей не было? Я помог тебе. Ты позабыл это, козлиная борода?!» И после этого зал начинает хохотать и аплодировать. Видно, с приписками пока недоработка...

Главная же его роль в Молодежном театре была Мастер. Он показывал молодым, сначала студентам, а потом и актерам, да и не только им, как надо относиться к выбранному ими делу, к самой жизни. Дмитрий Егоров, в 2013 году главный режиссер Молодежного театра Алтая, вспоминал о своей работе с Золотухиным в спектакле «С любимыми не расставайтесь»:

– Мне про него говорили, что он артист с характером, строптивый. Но он оказался способным слушать и слышать. Споров с его стороны не было. Он очень доверительно работал. Если он чего-то не принимал, то по крайней мере очень старался принять. Он и к ребятам, молодым актерам, очень хорошо относился, радовался, что они так выросли в профессии. Когда он приехал, то сначала не очень хорошо себя чувствовал. Но я думал, что это все же была обычная простуда. Он же потом выходил на сцену, немощи никакой в нем не было. В день премьеры он отыграл утром прогон, а вечером - спектакль. Энергии у него было много, он ведь из того поколения, несгибаемого. Рассказывал, что в Москве в спектакле на батуте прыгает…

«С любимыми не расставайтесь», его премьера состоялась в ноябре 2012 года, оказался последним спектаклем Валерия Сергеевича. После этого он попал в больницу, и четыре месяца спустя умер.

В театре, носящем теперь имя Валерия Сергеевича, заслуженные артисты России Любовь Чиркова и Валерий Черняев сыграли театрализованный концерт «Бери шинель, пошли домой». Спектакль для них, для своих друзей, много лет назад поставил сам Золотухин. Он состоит из песен, стихов, дневниковых отрывков военных и послевоенных лет. Выбор понятен – скоро у Победы юбилей. У Золотухина воевал отец. «Про войну не рассказывал. Одну фразу помню: «Днепр брали – вода вышла из берегов». Столько было мертвецов... Он сидел и плакал...» – вспоминал об отце Золотухин.

Фоторепортаж
Блоги