Неслучайные педагоги

08:03, 03 февраля 2015г, Образование 1743


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

На этой неделе в Барнауле состоялся краевой конкурс «Педагогический дебют-2015», в котором участвовали учителя со стажем работы в школе не более трех лет. Корреспонденты «АП» побывали на открытых уроках молодых педагогов и выяснили, в чем смысл этого соревнования, а затем поздравили победительницу.

Первым конкурсным испытанием стала презентация инновационных проектов участников, а на следующий день на базе барнаульской гимназии № 79 состоялись открытые уроки. Благодаря которым члены жюри узнали на физкультуре, что такое нападающий удар, вспомнили историю создания древнерусского государства, вместе с учениками начальной школы открыли для себя мир живой клетки и целых четыре урока вспоминали английский язык!

Конфетка для учителя

Темой занятия Виктории Мередовой, учителя английского языка из кулундинской средней школы № 3, стали времена года и месяцы. Всего за 30 минут (столько по правилам длится конкурсный урок) молодому педагогу нужно было изучить с детьми обширный лексический материал и продемонстрировать владение здоровьесберегающими технологиями. А после звонка еще и отчитаться перед членами жюри: что планировалось и что удалось в реальности. Судьи, кстати, не только задавали каверзные вопросы, но и давали ценные методические рекомендации.

А после урока Виктория рассказала корреспондентам «АП», что в «Педагогическом дебюте» уже участвовала – в Белгородской области, где она работала по окончании факультета романо-германской филологии местного научно-исследовательского университета.

– Мой муж – военный, я вслед за ним приехала на Алтай. Так что этот «Педагогический дебют» у меня второй, но сейчас все даже интереснее: я распробовала участие в профессиональных конкурсах – на них приобретаешь огромный опыт, – сказала нам Виктория Мередова. – Сегодня мне достался замечательный класс, активные дети с горящими глазами, которые старались во все вникать. Честно говоря, я получила от этого урока даже большее удовольствие, чем рассчитывала!

Что касается первого конкурсного испытания, то молодая учительница представляла на нем проект «Английский язык для педагогов»: она планирует обучить своих коллег из кулундинской школы № 3. Ну а самое приятное в учительской работе, по словам Виктории, – то настроение, с которым возвращаешься из школы: «Здесь я забываю о проблемах, к концу дня становлюсь просто другим человеком! Вчера одна учительница рассказала нам историю: приходит она с утра в школу, а у нее в столе лежит конфетка. Мелочь, но так приятно и мило!»

А на уроке геометрии, который для семиклассников из 79-й гимназии провела Татьяна Карабинских из новоалтайского лицея № 8, мы вспомнили, как доказывают теоремы, и лишний раз убедились, как полезна может быть интерактивная доска. 

Одними сухими цифрами конкурсантка не ограничилась, рассказав детям напоследок многозначительную притчу.

– В моей школе решили, что мне пора уже попробовать себя на конкурсе и шагнуть на следующую ступеньку, – говорит Татьяна. – К тому же мне, как учителю математики и информатики, полезно было не только поработать с цифрами, но и проявить себя творчески.

Учительница порадовалась, что на уроке ей удалось забыть о присутствии членов жюри. Кстати, готовясь уложиться в отведенные полчаса, она опробовала такой формат урока на своих учениках в новоалтайском лицее. Ну а самым трудным на конкурсе для нее оказалось ожидание: ей выпало выступать предпоследней.

В составе большого жюри работу конкурсантов оценивала победительница краевого и всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2014» Олеся Отмашкина, учитель иностранного языка Правдинской школы Первомайского района.

– Волнуюсь, потому что оценивать других для меня сложнее, чем самой показывать свои умения, – призналась она нам. – Сегодня я стараюсь что-то подсмотреть у более опытных коллег и ближе познакомиться с участниками, чтобы завтра, оценивая финальное испытание, быть более объективной.

– Ваш собственный опыт участия в конкурсе прошлого года помогает видеть чужие ошибки? – спрашиваем педагога.

– Не ошибки, а скорее недочеты. И я ни в коем случае не критикую участников, нахожу положительные моменты. Честно говоря, я на их стороне!

– Некоторые конкурсанты работают в школе чуть больше года, так что это не соревнование учительского опыта. В чем тогда смысл конкурса?

– Я воспринимаю его не как соревнование, а как уникальную возможность для начинающих педагогов показать свои умения и некое изначальное видение этой работы. И еще здесь собрались как раз те педагоги, которые открыты новому и готовы внимать советам опытных коллег.

«Научилась верить в свои силы»

На торжественном закрытии конкурса присутствовали вице-губернатор, начальник Главного управления образования и молодежной политики Юрий Денисов, ректоры педагогических вузов края, представители института повышения квалификации учителей и профсоюза работников образования, а также лучшие педагоги края и студенты педагогических вузов и колледжей.

Кстати, на церемонии воздали должное шефам-наставникам конкурсантов. Обращаясь к молодым педагогам от их имени, Людмила Хазова из кытмановской средней школы № 1 заметила, что секреты учительской профессии очень трудно увидеть. «Вы большие молодцы уже потому, что вы здесь! Не огорчайтесь, если ваше участие было не столь ярким и эффектным, как вам хотелось. Будьте готовы к тому, что ваш путь в профессию будет непростым. Но если вы полюбите свое дело, то будут и удачи, и настоящий большой успех», – сказала наставница конкурсантки Анастасии Шмелевой.

Председатель основного жюри краевого конкурса Лариса Шелковникова, доцент кафедры теории и методики преподавания языков и литературы АКИПКРО, выразила уверенность в том, что эти талантливые молодые педагоги и есть будущее нашей системы образования: «Мы порадовались тому, как горят у них глаза, как они общаются с детьми, как основательно знают секреты педагогического мастерства и могут соперничать в этом с опытными педагогами». А Ольга Бутенко, заместитель начальника Главного управления образования и молодежной политики, убедилась на конкурсе, что участники не случайно выбрали эту профессию. На торжестве конкурсантам вручили призы от профсоюзной организации и педагогических вузов и колледжей, а ректор АлтГПУ Ирина Лазаренко предложила своим выпускникам «любые курсы повышения квалификации» по их выбору.

Лауреатами конкурса стали учитель русского языка и литературы барнаульской школы №68 Ольга Сафонова, учитель английского языка кытмановской школы № 1 Анастасия Шмелева и учитель начальных классов Мирной школы Зонального района Алла Швецова. Именно Алла Сергеевна и была в итоге признана лучшим молодым педагогом края, победив по сумме баллов.

– Видит бог, я даже не предполагала, что стану победителем конкурса! В глубине души я хотела выйти в тройку лауреатов и доказать, что могу справиться с собой, – призналась смущенная победительница.

В 2008 году Алла Швецова окончила Бийский педагогический университет, потом работала в банке, ушла в декрет, а после решила работать именно в школе, так что ее педагогический стаж всего полтора года.

– Я просто хотела получать удовлетворение от работы. И не прогадала! – объяснила нам Алла Сергеевна. – Первый год в школе был очень трудным, но я все же поняла, что могу дать детям что-то хорошее, работая с полной отдачей.

Свой открытый урок она полюбила еще в процессе его подготовки: тему «Удивительный мир клеток» ей хотелось построить так, чтобы дети и в самом деле удивились. Ну а темой ее финального публичного выступления стало клиповое мышление – проблема, с которой Алла Швецова каждый день сталкивается в школе:

– Дети перестают глубоко анализировать информацию, воспринимают ее поверхностно и отрывочно. Бывает, я вижу, что дети прекрасно поняли тему, а на следующий день такое ощущение, что половины класса на прошлом уроке не было! (Улыбается.)

– Конкурс научил меня верить в свои силы, – признается Алла Швецова, которой в ближайшие дни предстоит заочный этап Всероссийского конкурса «Педагогический дебют». – Я не сомневалась, что победит кто-то другой, ведь все ребята очень достойные! Нам не хотелось какого-то соперничества, мы ехали на конкурс набираться опыта, и такой настрой нас очень сблизил.

Фоторепортаж