Нужна ли депутатская вертикаль власти? Мнение депутата АКЗС

12:24, 16 апреля 2019г, Трибуна депутата 906


В последнее время складывается впечатление, что у нас стремятся ликвидировать представительную власть как институт. Посудите сами.

Вдруг неожиданно сложились очень непростые отношения прокуратуры и депутатского корпуса нашего края. Такое ощущение, что началась погоня за количеством депутатов местного уровня власти, лишенных полномочий за погрешности при заполнении деклараций. Это уже не отдельные нерадивые народные депутаты, счет идет на десятки случаев во многих территориях. Многочисленные судебные решения лишь этому подтверждение.

Практически по всему региону, надо сказать, это и общероссийская тенденция, ликвидируются компенсационные выплаты для обеспечения деятельности муниципальных депутатов. Скоро эта практика придет и в Алтайское краевое Законодательное Собрание. Депутатов, в массе своей работающих на общественных началах, лишают элементарных возможностей вести работу.

На муниципальном уровне любые попытки депутатов от имени избирателей спросить с конкретных исполнителей встречают бешеное сопротивление. Нормальные, естественные контрольные функции представителей народа просто блокируются. То же и на краевом уровне,  депутатам не рекомендуют, ссылаясь на закон, спрашивать с лиц, отвечающих за организацию жизнедеятельности наших граждан.

Конечно, журналисты со мной не согласятся, но обратите внимание, при всем глубоком уважении к прессе, как сегодня относятся к парламентариям СМИ. Образ депутата, который формируется по итогам просмотра телевизионных программ, фильмов и сериалов, информационных лент Интернета, сводится к представлению, что депутат – жулик, явно ведущий паразитический образ жизни. Полностью за кадром, может быть, за исключением некоторых официальных каналов, остается огромное количество примеров помощи депутатов своим избирателям, участия в различных благотворительных акциях, законотворческой деятельности на благо интересов жителей городов и сел.

Можно смело сказать, что идет плановый и методичный накат на народных избранников со стороны различных структур.

Остановимся подробнее на декларациях. Странное распределение требований. Сегодня нет претензий по заполнению деклараций к ответственным лицам, получающим огромные федеральные зарплаты, осваивающим миллиарды и триллионы бюджетных средств, принимающим решения по большим объемам государственной собственности. При этом муниципальных депутатов, которые живут на зарплату врача, учителя или продавца и которые на общественных началах выполняют депутатские обязанности, тратят часть своего личного времени на решение проблем избирателей, которые ничего не делят, сегодня так прессанули, что люди массово отказываются от этой деятельности.

Отдельно хочется сказать о компенсационных выплатах. После лишения по протесту прокуратуры 6 тысяч рублей в месяц парламентарии краевой столицы оказались в непростой ситуации. У 36 избранников, которым не платят за депутатскую деятельность, нет финансов на оплату приемных, материальную помощь обращающимся людям, канцелярские и транспортные расходы. Такое решение сразу лишило их возможности выполнения депутатских полномочий и идет, на мой взгляд, вразрез с действующим законодательством. В соседних регионах не только финансируют текущую деятельность депутатов, но в некоторых территориях выделяют из бюджета целевые средства по обращению депутата, чтобы он на своем округе мог решить конкретные проблемы: отремонтировать дорогу или построить амбулаторию. У нас же прямо намекают, что народный избранник из своей зарплаты врача или учителя должен нести расходы на исполнение государственных обязанностей. И этот момент почему-то мало кого интересует…

Может ли при таких подходах планомерно и последовательно работать представительная ветвь власти на уровне города? Нужна ли она тогда вообще, раз к ней такое отношение?

Остановлюсь еще на одном аспекте. Чтобы стать народным избранником, надо, чтобы тысячи на муниципальном уровне, десятки тысяч на краевом или миллионы наших граждан на федеральном уровне пришли и проголосовали за конкретную фамилию или партию – доверились этому человеку. Люди искренне надеются, что избранный депутат поможет людям, краю, городу и исполнит свои предвыборные обещания. А что получаем на практике? У депутата на данный момент нет никаких полномочий на что-то влиять. У него забрали все финансовые возможности, необходимые для решения хоть какой-то мало-мальской проблемы избирателей.

Конечно, есть депутаты, которые получают заработную плату за свою деятельность. Но обратите внимание. В обществе особо негативное отношение вызывают депутаты Государственной думы РФ. Вся страна знает, сколько они получают. Но при этом мало кто понимает, что заработная плата депутата по действующему законодательству приравнена к министерской. Однако редко приходится слышать, что наши министры или чиновники получают слишком много или слишком мало работают.

Сейчас же вся эта кампания в регионах сводится к одному предложению: а давайте на этой ветви власти сэкономим, лишим компенсационных выплат, параллельно чиновник проконтролирует, может, зря избранный народом депутат кому-то оказал материальную помощь или не слишком ли много он тратит на аренду своей приемной. Заодно лишим депутатов контрольных функций.

Но с таким отношением, по моему мнению, законодательная ветвь власти скоро прикажет долго жить...

Я же, напротив, считаю, что пора переходить на полностью профессиональные городские Думы и региональные парламенты, тем более что компетенция, к примеру,  действующих депутатов БГД и АКЗС, в составе которых есть доктора и кандидаты наук, специалисты в различных отраслях, это сделать позволяет. И вопрос компенсационных выплат решаем – в АКЗС их можно ограничить уровнем средней заработной платы по региону, чтобы депутаты на своем кошельке ощущали финансовую «среднюю температуру» доходов жителей края.

На мой взгляд, именно она, законодательная власть, принимая бюджеты всех уровней, законодательные акты, должна диктовать правила игры всем остальным институтам власти, а не быть мальчиком на побегушках у административных органов.

Андрей САРТАКОВ, депутат Алтайского краевого Законодательного Собрания, депутат Барнаульской городской Думы VI созыва.