ОХРА – явление в алтайском искусстве, настоящее

18:45, 19 февраля 2021г, Культура 1379


ОХРА – явление в алтайском искусстве, настоящее Фото №1
ОХРА – явление в алтайском искусстве, настоящее Фото №2
ОХРА – явление в алтайском искусстве, настоящее Фото №3
ОХРА – явление в алтайском искусстве, настоящее Фото №4
ОХРА – явление в алтайском искусстве, настоящее Миниатюра №5
ОХРА – явление в алтайском искусстве, настоящее Миниатюра №5
ОХРА – явление в алтайском искусстве, настоящее Миниатюра №5
ОХРА – явление в алтайском искусстве, настоящее Миниатюра №5

Фото Евгений НАЛИМОВ

В краевом Художественном музее можно увидеть выставку «Простые истины» объединения молодых живописцев ОХРА. На торжественном открытии его участников называли ни много ни мало явлением в алтайском искусстве.

Всё началось с шутки

Во многих отношениях они действительно уникальны: после Новоалтайского художественного училища уехали учиться в престижные столичные творческие вузы, а потом вернулись на родину и начали преподавать в альма-матер, сохранив свою юношескую дружбу. А еще не поддались соблазнам актуальных течений в искусстве и остались верны реалистической традиции.

Собственно, название этого творческого содружества пяти художников – ОХРА – это не только один из оттенков земляной палитры, но еще и аббревиатура: «объединение художников-реалистов Алтая». В нем участвуют Иван Торопов (идейный вдохновитель), Анна Торопова, Дмитрий Плохих, Наталья Ямковая-Плохих и Анна Фомина. А отсчет они ведут от первой совместной выставки, состоявшейся в 2015 году.

– Первые их попытки заявиться на творческой сцене были скромными. Они опасались, что в современном мире искусства, наполненном авангардными, постмодернистскими течениями, на них не обратят внимания, – рассказала на открытии выставки куратор экспозиции, старший научный сотрудник Художественного музея Евгения Школина. – Но к настоящему моменту все они – профессиональные живописцы, члены Союза художников России, преподают в Новоалтайском художественном училище. Выросла их живопись, и сами они созрели сделать выставку в нашем музее. А посвятили ее 50-летию родного училища.

Художница Анна Фомина призналась корреспондентам «АП»: сначала идея объединиться была почти что шуткой, никто не воспринимал это всерьез.

– Мы вместе учились, и, хотя потом разъехались, дружба сохранилась. А когда вернулись и начали преподавать в одном училище, ездить на пленэры и работать со студентами, то поняли, что очень сроднились. И решили просто «усилить позиции», попробовав выставиться вместе. Да, у нас есть расхождения в темах, в решениях. Например, Ивану Торопову интересна тема тяжелого труда, рабочего человека. Девчонки ушли в тему детей, кто-то пишет своих студентов. Дмитрий Плохих – пейзажист-лирик. Мы разные, но суть одна: нам хочется говорить о красоте жизни, о торжестве добра.

О самой Анне Фоминой искусствоведы пишут, что она «предпочитает работать с цветовыми контрастами, исследуя возможности и потенциал реалистической манеры письма».

Красота, незаметная глазу

О том, что у объединения теперь уже особое место в местном культурном ландшафте, говорит бывший педагог, а ныне коллега молодых художников, заведующая учебной частью НГХУ искусствовед Елена Попова:

– Собираясь на выставку, я поняла важную вещь. ОХРА – явление в алтайском искусстве, настоящее. Насколько мне известно, за последние десятилетия вы первое объединение, которое прожило такую долгую жизнь. А в экспозиции меня порадовало качество живописи и появление новых сюжетов.

Как говорят музейщики, первые зрители высоко оценили простые истины новоалтайских художников. Куратор Евгения Школина цитирует одного из посетителей: «Плакать хочется от чистоты, доброты и любви на этой выставке. Как давно мы этого не видели!» А председатель комитета по социальной политике АКЗС Татьяна Ильюченко и вовсе уверена, что тот, кто побывает в музее, прежним с этой выставки не выйдет.

Директор Новоалтайского художественного училища Жанна Латенко считает особенно важным тот пример приверженности творческой работе и реалистической традиции, который участники группы «ОХРА» подают студентам. И со смехом вспоминает, как во время прошлогодней самоизоляции кое-кто из них умудрялся выезжать на пленэр и дистанционно вести занятия у учеников параллельно с написанием собственных картин «в полях».

А еще один гость вернисажа – протоиерей Георгий Крейдун отдельно рассказал об Иване Торопове, который за последние семь лет вырос еще и как художник-монументалист, расписав уже два храма. «Объем колоссальный, и работа эта авторская, – говорит священник. – Иногда люди думают, что в храмах всё по какому-то шаблону, канону. Да, по канону, но для творчества тоже много места!»

И все отмечали одну существенную вещь, которая роднит этих довольно разных художников: способность увидеть красоту в обыденности, даже заурядности. Об этом же и название выставки «Простые истины», придуманное девушками.

– У нас нет каких-то «страданий за человечество» и эпохальных тем, мы говорим о простой жизни и ее течении, – говорит Анна Фомина.

А Наталья Ямковая-Плохих добавляет: «Мы стараемся увидеть и зафиксировать то, что считается буднями. Ищем в них какую-то красоту и лирику, порой незаметную глазу. Это сложный путь, долгий, и мы еще только в начале».

Фоторепортаж