Обретение утраченного

09:00, 21 августа 2015г, Общество 2512


1
1

Об исчезнувших храмах Бийска, Александровских садах и дивном по красоте Архиерейском подворье мы знаем во многом благодаря директору бийского музея истории Алтайской духовной миссии Павлу Коваленко, человеку, прошедшему тернистым путем от идеи до проекта всероссийского историко-культурного центра, который может появиться в Бийске уже в скором будущем.

«Город золотой…»

Просветители и подвижники не всегда понятны окружающим. «Не от мира сего» – так их называют и в лицо, и за глаза, порой не подозревая, что делают человеку величайший из комплиментов. Ведь фразу из Евангелия от Иоанна: «Царство мое не от мира сего» – историки приписывают Иисусу. Да что там, моя не избалованная легкими успехами родина только и держится теми, кто не от мира сего, со времен первопоселенцев Алтая и до нынешних энтузиастов, по крупицам собирающих сегодня наследие предков.

В музее, открывшемся в 2008 году (учредители – Бийское благочиние и Бийское отделение Демидовского фонда), сегодня проводится более 700 экскурсий в год для 35 с лишним тысяч туристов и паломников, работает 19 тематических экспозиций, собрано и принято в дар от бийчан 48 с лишним тысяч экспонатов, многие из которых так или иначе касаются рода Павла Коваленко. Какой из них самый необычный, сказать трудно. Один застынет перед глиняной крынкой, полной нательных крестиков. А у другого дыхание перехватит у старинного медного креста, разрубленного на части. В музей его принесли работники одного из бийских пунктов приема цветмета, так со святыней расправился мужчина, видимо, очень нуждающийся в деньгах. У приемщицы пункта рука не поднялась отдать крест на переплавку, она его выкупила и принесла в музей завернутым в белый женский платок. А самой интересной он считает коллекцию редких старопечатных и рукописных книг, одну из самых богатых на Алтае, по оценке научного сотрудника научно-технической библиотеки СО РАН Андрея Бородихина (свыше 700 единиц хранения). Самая древняя – богослужебный «Октоих» 1618 года издания.

«Теория неслучайных случайностей» работает, наверное, на каждом из нас. Но редко встретишь человека, чья судьба – стопроцентное попадание в историю родного города. 

Предки Павла Коваленко живут здесь с основания Бикатунского острога. Один из них, по материнской линии, генерал-лейтенант Семен Богданов – комендант Бийской крепости. В конце XIII века он построил с солдатами и казаками гарнизона Старо-Успенский собор. Они стали и его прихожанами, отчего храм называли еще Казачьим. В 1928 собор приговорили к сносу, по архивным документам, из-за аварийного состояния. Здание, страдавшее от наводнений, дало трещины, хотя Павел Коваленко уверен: его можно было спасти. 

– Люблю это удивительное место, – улыбается историк, начиная экскурсию по историческому комплексу Архиерейского подворья. – Вроде центр города, а послушайте, как тихо и спокойно. Здесь я впервые понял, что история намного интереснее, если не торопишься ставить точку, даже когда кажется, что все уже доказано и найдено. Копаешь дальше и находишь что-то, чего до тебя никто не знал. Тем-то моя работа и интересна. Иногда ниточки теряются и все, что остается историку, – это надеяться на Бога. Он по нужному пути ведет.

Только факт

Вопрос о влиянии семьи на профессиональный выбор историка Коваленко можно считать риторическим, но ответ глубже, чем можно предположить:

– Предки мои повлияли однозначно, но я словно бы сам собой таким вырос, на рассказах бабушек и дедушек, коренных бийчан о старом городе. Один из наших домов стоит на Казанке, близ Казанского архиерейского собора. Всех детей в моей семье крестили даже в пору СССР. Мне с детства нравилось ходить по бийским улочкам и рассматривать старинные здания, уже зная связанные с ними истории. А со временем интерес мой вырос в профессию.

Сейчас Павел Сергеевич готовится к защите кандидатской диссертации по теме музеефикации памятников православия Бийска. Во времена СССР здесь дислоцировалась одна из в/ч Министерства обороны, многие объекты комплекса за это время пришли в плачевное состояние либо были вовсе утрачены. Исследовать, восстанавливать и собирать камни в буквальном смысле нынешняя работа Коваленко. Потому что только факт, перепроверенный на тысячу раз, делает легенду историей.

Комплекс Архиерейского подворья до революции насчитывал 31 здание – архиерейский дом, катехизаторское и приходское училища, флигель с гостиницей для паломников, конюшни, храмы, один из которых,  кафедральный, во имя Казанской иконы Божией Матери, был главным в Алтайской духовной миссии. Лишь несколько вековых лип осталось от Александровских садов, названных в честь Александра II Освободителя.

Нет давно архиерейских прудов, в которых разводили карпов и черных лебедей. Упорхнула неизвестно куда мраморная птица, украшавшая в XIX веке самый первый на Алтае фонтан, и на чью-то генеральскую дачу, как подсказали местные бабушки, перекочевала его пятиметровая чаша. Может, она там и по сию пору стоит? Люди, если это так, имейте совесть, верните.

Весь этот дореволюционный ландшафтный дизайн организовал, собрав редкие деревья и кустарники со всего света, иеромонах Феогност. В музее хранится принадлежавшая ему редкая книга «Святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа», отпечатанная в 1902 году в типографии Киево-Печерской Успенской лавры. На первой странице рукой отца Феогноста написано: «Святое Евангелие сие прошу положить посмертно со мной в гроб. Иеромонах Феогност, Бийского архиерейского дома с 15 октября 1905 года по вступлению в монашество. А писал эти строки 29 октября 1919 года. Иеромонах Феогност». Но новая власть подворье национализировала, и книга в гроб иеромонаха не попала. А его рощу уничтожили в середине ХХ века – она мешала строительству боксов для военной техники. Последний архиерейский пруд держался до 1988 года, его засыпали, когда возводили 23 микрорайон Бийска. Павел его еще успел увидеть – третьеклассником его водила сюда бабушка.

Собирать камни

Понемногу в наши дни все возвращается на круги своя. В миссионерском катехизаторском училище, где в советское время был Дом офицеров, снова учатся дети, 135 учеников Бийской православной гимназии. Из 10 сохранившихся зданий уникального комплекса уже передана РПЦ половина,  в том числе и архиерейский дом, в нем теперь работает музей. Сейчас архиерейский дом реконструируется, но открыт для туристов и паломников, которых год от года становится больше.

Впрочем, тайн его хватит и на нынешних исследователей. Так, историки рассказали о курьезном случае, который помог узнать о сети подземных лабиринтов и винтовых лестниц, устроенных в кирпичной толще стен. Они связывали дом епископа с другими зданиями подворья. У прапорщика воинской части, базировавшейся здесь, со склада, запираемого на десять замков, стала пропадать тушенка. Месяц он бился над загадкой, куда уходит продпаек, пока наконец не обнаружил тайный ход в складское помещение с другой стороны, который ушлые солдатики и вычислили.

Подземные лабиринты – не выдумка, и свидетельство тому – видимые глазу проседания Архиерейской площади, бывшего солдатского плаца. Часть из потайных ходов уже открыта, но многие, по словам Павла Коваленко, еще засыпаны землей:

– Исследуя систему переходов, мы сняли старые половицы и глазам своим не поверили, обнаружив обрушенные своды ледников-погребов и подземный казначейский сейф, в котором, очевидно, хранились деньги духовной миссии. Сейчас он, конечно, пуст, но с легкой руки туристов прижилась новая традиция бросать сюда мелочь. Все это до основания было засыпано мусором и землей, на просьбы помочь с очисткой откликнулось около полутысячи бийчан. За четыре месяца мы вывезли из архиерейского дома более 20 грузовых машин мусора.

К слову, недавно расчищена еще одна потайная лестница, ведущая с третьего этажа из храма Дмитрия Ростовского на второй этаж в помещение парадного зала миссионерских собраний. С разрешения Павла Коваленко с внутренним трепетом я прошла этим маршрутом, придерживаясь за кованые перила,  которых касался когда-то святитель Макарий Невский.

«Глаза боятся, а руки делают» – это как раз случай возрождения Архиерейского подворья. В здании музея уже заменены гидроизоляция фундамента, своды, крыша, оштукатурены заново стены. Но впереди – самая дорогостоящая и кропотливая работа по реставрации утраченных интерьеров и фасадов. Делать это, по-видимому, мастера будут по фото, сохранившим фрагменты деталей дореволюционных залов – заседаний Алтайской духовной миссии, архиерейской трапезной. На это нужны средства, которые по силам только федеральному бюджету, и в управлении Алтайского края по культуре и архивному делу нам подтвердили, что сейчас оформляются документы на включение проекта всероссийского историко-культурного центра «Архиерейское подворье» в федеральную целевую программу «Культура» в раздел «Объекты Русской православной церкви».

Есть мнение

В 2014 году «Архиерейское подворье» стало центром экспозиции Алтайского края на выставке «Интурмаркет», побывав здесь, Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу рассказали о бийской идее его представители. Сейчас, по словам заместителя начальника управления Алтайского края по культуре и архивному делу Галины Кубриной, идет совместная работа администрации края и Патриархии РПЦ по передаче зданий и оформлению документов на включение проекта в федеральную целевую программу.

– Архиерейское подворье – объект уникальный для Алтая и России. С учетом его значения мы предметно работаем с Алтайской митрополией и Бийским благочинием, осуществляя методическую и координационную поддержку в вопросах, связанных с использованием и реставрацией зданий комплекса. Повысить статус Архиерейского подворья до уровня всероссийского историко-культурного центра вполне реально. Для этого, во-первых, необходимо положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, на основании которого принимается решение об изменении категории значения Министерством культуры РФ, по действующей норме федерального закона об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В дальнейшем решение о включении комплекса в федеральную целевую программу и финансировании его реставрации принимает Министерство культуры. Да, здания достались РПЦ в плачевном состоянии, но есть сейчас у всех заинтересованных сторон и понимание важности проекта.

СПРАВКА
Павел Коваленко – историк, преподаватель, краевед, директор бийского музея истории Алтайской духовной миссии. 
Автор проекта создания всероссийского историко-культурного центра.

 

Фоторепортаж
Блоги