В Художественном музее Алтайского края провели святочную вечерку

13:05, 19 января 2022г, Культура 1168


В Художественном музее Алтайского края провели святочную вечерку Фото №1
В Художественном музее Алтайского края провели святочную вечерку Фото №2
В Художественном музее Алтайского края провели святочную вечерку Миниатюра №3
В Художественном музее Алтайского края провели святочную вечерку Миниатюра №3

В минувшую субботу в Художественном музее провели святочную вечерку.

Гостям продемонстрировали традиции более чем столетней давности: пели песни, показали вертепное представление, вовлекли в хороводы, играли в «Растяпу», «Некуда заиньке выскочить» и «Я горю-горю на камушке». Святочное время было самой веселой зимней порой от Рождества до Крещенского сочельника.

«Мы с начала 1990-х стараемся проводить эти вечерки каждый год, – говорит старший научный сотрудник сектора «Традиционная русская культура» музея Вероника Бодрова. – У нас ведь Рождество стало государственным праздником, значит, надо знать, как его по-настоящему встретить».

Как рассказывает Бодрова, Святки традиционно начинались славлением Христова Рождества: по дворам ходили дети, исполняли рождественский тропарь и специальные славильные стишки (их гости музейного праздника тоже услышали). Славильщиков щедро угощали особыми рождественскими сырчиками – мороженым творогом с сахаром. На старый Новый год ходили посевальщики, которые «сеяли» зерном, желая благополучия и хорошего урожая, а после начинались «страшные вечера», когда ряженые могли ворваться на праздник и напугать. Святочные вечерки были порой женихания молодых пар, так что все святочные игры и хороводы завершались целованием. Затем начинался мясоед, пора свадеб.

В музее разнообразные традиции всех этих дней собрали в одну большую программу.

– У нас получается такая универсальная вечерка, – улыбается Вероника Игоревна. – Хотя, вообще-то, в старину славление Рождества с вертепом могло продолжаться до самой Масленицы, настолько людям все это нравилось, а женихальные игры и хороводы – до сочельника.

Но в остальном праздничная программа целиком основана на традициях старожилов Алтая, не тронутых какой бы то ни было стилизацией. Как рассказала сотрудница ГХМАК, эти материалы были собраны в экспедициях в 1990-е годы: тогда удалось застать в живых людей, которые когда-то сами были участниками таких вечерок.

– В свое время я вычислила в Третьяковском районе старообрядцев-«поляков» (потомков русских старообрядцев, живших в Речи Посполитой, а в середине XVIII века переселенных в Сибирь. – Ред.). Приехала – и они как на блюдечке представили весь свой свадебный обряд, который уже стал классикой у нас на Алтае! – вспоминает Бодрова. – Он даже вошел в московский каталог нематериального духовного наследия. Это такая роскошнейшая лирика! Хорошо, что мы успели, сейчас, к сожалению, этого уже нет. Если и находятся бабушки 1930-х годов рождения, они уже не застали живого бытования этих традиций и не могут рассказать о них достоверно. Многие жанры ушли в прошлое, но остались записи, которые мы сохранили.

Фото Виктории Боруновой (Художественный музей Алтайского края)

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж