Одаренный пятиклассник из Барнаула читает лекции учителям в АКИПКРО

09:52, 16 февраля 2018г, Общество 4001


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

Этой зимой на лекции в Алтайский институт повышения квалификации учителей стараются попасть и учителя-практики, и корифеи педагогической науки. Еще бы! Лекции нового проекта «Перевернутая школа» читает самый необычный в истории АКИПКРО лектор – пятиклассник барнаульского лицея № 122 Михаил Лисовой, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, лауреат престижных конкурсов, изобретатель со стажем.

«Сам договорюсь»

Когда у младшего сына барнаульской семьи Лисовых диагностировали ДЦП, даже специалисты не вполне еще понимали суть термина «инклюзивное образование». Малыш предметы из рук ронял, но слова «хочу в школу» стали чуть ли не его самыми первыми. Вопреки общественному скепсису родители верили в его голову светлую, хотя он ее едва мог держать. Первые ранние уроки физики и математики дал сыну папа, инженер-строитель. У мамы несколько вузовских дипломов, карьера шла легко, но с рождением Миши она отказалась от нее в пользу ребенка, за которого стоило побороться.

Когда пришла пора Мише идти в 1 класс, Лисовые обошли несколько школ. Больше всего на свете он хотел общаться с ровесниками и учителями, но им предлагали лишь надомное обучение.

Миша нашел выход из болезненной для семьи ситуации, заявив, что в очередную школу пойдет договариваться сам. Это и был лицей № 122 Барнаула. Есть здесь вертикализатор, пандусы и поручни, но не они, как показала жизнь, создают базис инклюзивного образования.

Первая учительница мальчика Татьяна Карнакова помнит, как впервые увидела самого своего способного ученика:

– Его занесли на руках. Я знала, что приведут необычного ребенка, но все же растерялась. А когда мама сказала, что им везде отказали, и вовсе слезы потекли. С образованием Миши был порядок, интеллектом он намного опережал сверстников. Ему нужны были социализация, общение. Представившись по-взрослому, он спросил, не согласится ли наша школа обучать его, ребенка с проблемами здоровья. Услышав эту исполненную достоинства речь, сказать ему «мы подумаем» педагоги уже просто не могли.

– Татьяна Ивановна, он стал вашим любимчиком, признайтесь?

– Не только моим. Его любят класс, школа, и, как я теперь понимаю, край. Когда Миша выступает на статусных конференциях для одаренных детей, преподаватели вузов спешат увидеть защиту очередного его проекта. Я не раз видела, как ученые получают удовольствие от общения с этим ребенком.

«Лисовой, к доске»

Палочки-крючочки из-за непослушных рук ему давались сложнее, чем другим первоклашкам, и ручки со стола падали чаще. Но именно дети преподали взрослым важный и мудрый урок. Если Миша что-то роняет, они быстро поднимают, не акцентируя внимания. Если уставшая его голова вдруг клонится набок, сосед по парте просто поправляет ее. А когда звучит «Лисовой, к доске», тот, кто поближе, выкатывает коляску из-за парты. Оказались надуманными многие проблемы инклюзии…

Сейчас Миша – ученик 5 «Б». Преподаватель русского языка и литературы Наталья Голованова, на урок которой мы заглянули с ее разрешения, считает, ей повезло с классом, в котором учится Михаил:

– На уроках он легко дополняет материал сведениями из энциклопедии, причем точно помнит, в каком источнике взял тот или иной факт. Глядя на него, и остальные включаются в тему радостно и с удовольствием. А недавно мы писали сочинения в стиле Чехова. В своем юмористическом рассказе он точно применил все чеховские приемы.

На вопрос, с кем дружит Миша Лисовой, поднимается лес рук. Антон Лыжин, Костя Иванченко, Женя Алексеева, Ваня Головин, Артем Коваленко, Роман Семочкин наперебой стараются рассказать об однокласснике: «хороший товарищ», «заводила на школьной вечеринке», «Наш Мишка – самый обычный гений», «нам постоянно приходится его догонять, причем бегом», «умный, но не зазнается», «мы с ним все викторины выигрываем», «легко писать контрольные, когда рядом такой «гугл» сидит».

– Миш, ты что, всему классу даешь списывать?

– Это грубо сказано. Подсказываю – да, возможно, как информационный источник, – ловко не по годам увиливает от темы собеседник.

Мир добр

Пока идут уроки, его мама Марина Лисовая ждет звонка в холле, и сам этот факт постоянного родительского присутствия педагогов, как ни странно, не напрягает. Самое время поговорить о природе одаренности. Конечно, ее не бывает без хороших генов. Но вспомним, что любой талант – это 90% труда. Иппотерапия, английский, история, литература, физика, математика, факультативы в университете значатся в расписании ежедневных занятий ребенка, плюс необходимые при ДЦП массаж и гимнастика, вклиненные в жесткий распорядок. Марина стала личным инструктором по реабилитации для сына – так удается экономить время и силы на поездках в реацентр.

– Конечно, мы с мужем очень боялись отдавать мальчика в школу, но страх прошел, едва стало понятно, что дети, педагоги и родители – это тоже наша семья, – рассуждает женщина. – Ребятишки легко и быстро привыкли к особенностям сына. Я вообще сейчас думаю, что психологические проблемы придуманы взрослыми. Да, мне часто хочется спрятать сына от сложностей, от нагрузок и волнений перед выступлениями на конференциях. Но он так упорно выбивается в люди, это ежедневное преодоление – его воздух.

Осмелев, задаю Марине вопросы, как мне кажется, запредельные для материнского эго. Оказалось, и на них она уже давно ответила:

– Мы привыкли, что люди на нас смотрят. Не с негативом, скорее, с любопытством, как разглядывают все необычное, когда мы заносим ребенка на руках в школу или ещё куда-то. Но и эти грани стираются. Миша просто первый. Представьте, если бы в классе было десять, скажем, таких ребят. Среду, которую принято называть доступной, мы формируем вместе – ученики, родители, педагоги.

– То есть дело не в количестве пандусов, а в страхе мамы и папы ребенка перед его первым шагом в мир?

– Именно. Он должен учиться. Если бы от меня что-то зависело, я сказала бы родителям деток с подобными диагнозами: не закрывайте его в четырех стенах, не прячьте от стрессов. Иначе что он будет делать, когда останется один? Дружба, победы, разочарования, ссоры и примирения – это и есть жизнь. Общение, которое не заменит ни один реацентр. Нам никто ничего не должен. Требовать каких-то особых условий для своего ребенка – неправильно. Как и искать виновных в том, что уже случилось. Мир добр уже хотя бы потому, что предоставляет всем равные возможности учебы и развития. Слава богу, психология образования стала меняться. Ну да, такой ученик медленнее пишет, потому что рука работает плохо. Если дать ему на 5 минут больше, чем другим детям, он все успеет. Пусть учителя вас увидят. Не бывает инклюзии безотносительной. Она возникает, когда есть дети, готовые с поддержки родителей заниматься в обычной школе.

Получится и у других

В одном только барнаульском лицее № 122 учится 13 ребятишек с ограниченными возможностями здоровья, включая трех колясочников. Двое – первоклашки, их родители взяли на вооружение опыт семьи Лисовых. Пока другие школы краевой столицы считают его скорее экспериментом, нежели нормой, но директор 122-го лицея Игорь Зеленцов уверен: такая инклюзия – вопрос скорого времени. Нужно, чтобы как пазлы сошлись желание семьи ученика, наличие обустроенной по его потребностям образовательной площадки и профессиональная готовность педагога. В этом учебном заведении есть пандусы, поручни, вертикализатор и прочие элементы доступной среды. Но когда Миша перешел в пятый класс, учителя, посоветовавшись с родителями, приняли простое решение – не классу переходить от одного предметника к другому, как принято в средней школе, а выделить «5 Б» постоянный кабинет на первом этаже, куда педагоги приходят сами. Специально назначенных тьюторов здесь тоже нет: ребята без напоминаний катят коляску Миши куда нужно, если квест или викторина проходят на втором этаже. Это само собой разумеется.

Опыт, несомненно, передовой. Если получилось у Миши и его учителей – получится и у других детей, в других школах.

– Доступная среда – это не только технологический термин. Может, я неправильно сейчас скажу. Не всем и не всегда нужно создавать ее в полном объеме, – рассуждает Игорь Александрович. – Но если пришел в школу такой ребенок, захотел здесь учиться – организуйте ему среду комфортную, человеческую. Даже если бы наш лицей не был оснащен всем необходимым, мы все равно учили бы таких, как Миша. И учились бы их учить. Сейчас класс занимается на первом этаже – удобно всем. Когда начнутся химия с физикой и лабораторные занятия, будем решать проблемы по мере их поступления. Преград не будет.

Послесловие

Интересно, сколько людей считают себя несчастными при здоровых руках-ногах, ясной голове, живых родственниках и хорошей зарплате? Дискуссия о счастье с 12-летним ребенком, не покидающим инвалидное кресло, стала, пожалуй, самой необычной в моей журналистской практике.

– Каждый должен уметь быть счастливым, – убеждал меня юный оппонент. – Через счастье, через завесу оптимизма ничего плохое пробиться не может.

Его мама только руками всплеснула:

– Это его формулировки – не мои, честное слово. Но в целом они верны. Можно родиться здоровым и богатым, но быть при этом несчастным. А можно, как мы, появиться на свет с проблемами развития, прикладывать немало труда, физического и морального, чтобы просто жить – но находить счастье  каждый день.

Факт
На счету одаренного пятиклассника Миши Лисового – семьдесят дипломов и наград конкурсов городского, краевого и всероссийского уровней. Наиболее значимую победу мальчик одержал осенью 2017 года, взяв Гран-при научно-инженерного конкурса «Ученые будущего» за авторское изобретение устройства для работы на компьютере в движущемся транспорте.

Справка
С 2012 года в Алтайском крае реализуется государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы, за этот период 222 школы региона оснащены реабилитационным и компьютерным оборудованием, с 2016 года в нее вошли учреждения дошкольные и дополнительного образования, в 2018 году будут адаптированы к потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья еще 14 объектов отрасли. В 590 школах края инклюзивно обучается более 5500 школьников.

Создание равных условий для получения качественного образования всеми детьми – приоритет утвержденной Указом Президента РФ Владимиром Путиным Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы. В письме губернатору Алтайского края Александру Карлину председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко сообщила, что президент РФ дал позитивную оценку итогам пятилетней ее реализации в регионе.

Новости партнеров
Фоторепортаж