Жители Рубцовского района остались без автобусного сообщения

18:15, 09 июля 2021г, Транспорт 1622



Фото Евгений НАЛИМОВ

Населенные пункты Рубцовского и ряда других районов Алтайского края остались без транспортного сообщения. В селах Рубцовского района на автобусных остановках пусто уже целый месяц. Иначе как транспортным коллапсом жители это не называют.

Закон суров

Поначалу сельчане еще приходили сюда в надежде, что увидят заветную «Газель». Но нет – по транспортной артерии словно ножом полоснули. Точнее не ножом, а законом. Кто-то пожаловался на некачественное транспортное обслуживание, прокуратура провела проверку и выявила любопытный факт. Оказывается, 13 муниципальных маршрутов являются межмуниципальными, ведь они соединяют два муниципалитета – Рубцовск и Рубцовский район, а не пролегают внутри одного. Значит, районная администрация не вправе заключать договоры на пассажироперевозки, это прерогатива регио-
нального Минтранса.

– В соответствии с представлением об устранении нарушений мы были вынуждены расторгнуть все договоры с предпринимателями, которые обеспечивали транспортное обслуживание. В региональный Минтранс еще в мае направили ходатайство о включении маршрутов в реестр межмуниципальных, – информирует замглавы администрации Рубцовского района Роман Субботин.

Выстрел под колено

Есть и другие обстоятельства, которые рано или поздно привели бы к аналогичному финалу. Одно из них – недобросовестная конкуренция. В районе процветает нелегальный извоз. За несколько минут до прихода автобуса к остановке слетаются частники и за те же деньги предлагают увезти в город. Ну а кто откажется от более комфортной поездки на легковом автомобиле? Так и уводят клиентов прямо из-под носа.

– Нелегальных таксистов прогонял чуть ли не каждый день. Но не всегда же я могу этим заниматься, – рассказывает глава Новониколаевского сельсовета Григорий Яметов. – Они набирают людей – и поехали за те же 120 рублей с человека. Мы обращались в ГИБДД. Сотрудники останавливали автомобили: «Кто такие?» – «Мы родственники». И докажи, что это не так. Наши жители сами себе под колено выстрелили.

Сельчане не задумывались об отдаленных последствиях, которые не преминули аукнуться, как только автобусов не стало. Куда делись добрые дяденьки, готовые везти по цене билета? Теперь у них другие запросы.

В булочную – на такси

Житель Вишнёвки Василий Ярош рассказал, что за поездку в город заплатил водителю тысячу рублей и столько же обратно. А когда надо было в больницу, то и за эти деньги никого не мог найти.

В Новониколаевке за заказ официального такси нужно выложить 1500 рублей в один конец. Безрукавка близко, оттуда можно уехать и за 50 рублей.

Возмущению сельчан нет предела. Ведь никто и раньше не катался в город просто так. Одним надо в больницу, другим – на работу, третьим – сделать покупки или навестить родственников. Бывают неотложные дела, когда хоть плачь, а ехать надо.

Трудно сказать, кто в худшем положении: жители дальних сел или ближних. Если населенный пункт расположен в 5–10 км от Рубцовска, то многие трудятся в городе. На работу им нужно добираться каждый день и вовремя. Поездки на такси для них – непозволительная роскошь, а попутная машина – дело случая.

Неприбыльный бизнес

На организованные перевозки повлияло снижение пассажиропотока, в том числе и по причине ограничительных мер, связанных с коронавирусом, и они в большинстве своем стали нерентабельными.

Александр Заматаев обслуживал 14 населенных пунктов. Только часть рейсов оправдывала затраты. А когда в автобус садятся два-три человека, ни о какой экономической целесообразности речь не идет. Предприниматель не уверен, будет ли подавать заявку на аукцион. Все зависит от предложенных условий. Если, к примеру, среди них будет обязательное наличие нового транспорта, то, увы, у него автобусы старше трех лет. А вкладывать деньги нет смысла – не окупятся.

– Если только вдруг что-то изменится, например нам предложат такую поддержку, чтобы новая техника окупилась хотя бы за три года, тогда еще можно подумать о продолжении этого бизнеса в сельской местности, – говорит он. – А пока лично для меня ситуация висит в воздухе.

Настойчивое приглашение

Рубцовский район в данной проблеме не одинок, хотя от этого никому не легче. Минтранс региона отмечает, что значительное падение пассажиропотока повлияло на доходную часть транспортных предприятий. В крае на регулярных автобусных маршрутах произошло сокращение рейсов в среднем на 30–50%, вплоть до полной отмены.

Что же касается Рубцовского района, то Минтранс готовит открытый конкурс по 13 маршрутам. Совместно с местной администрацией проводится работа по привлечению организаций к участию в нем.

Однако в министерстве не дали ответа на больной вопрос: каким будет решение проблемы, если пассажироперевозчики не выйдут на конкурсные процедуры? В Рубцовске и районе их по пальцам перечесть можно. Если половина откажется, то у других просто-напросто не хватит транспорта для полноценного обслуживания. А один-два рейса в неделю погоды не сделают.

К тому же на муниципальных маршрутах определенные категории пользовались льготами. На межмуниципальных льготные проездные вряд ли будут. И это тоже очень беспокоит сельчан.

А что в других районах?

В Змеиногорске также нет общественного транспорта – ни в райцентр, ни в села не уехать.

Создана муниципальная компания. Правда, пока это только пакет документов – собирают кадры и ждут финансирования, чтобы закупить автобусы.

В Родино также автобусов нет. По райцентру такси стоит от 50 рублей. Уехать в село – от 30 рублей за километр.

Жителям Кытманово повезло больше: частный маршрут ежедневно ходит по некоторым селам. «Газель», идущая из Октябрьского на Барнаул утром и вечером, проходит через три села. А в остальные 17 люди добираются на попутках или на такси.

Ходит «газель» и по самому райцентру, раньше – трижды в день, сейчас реже. Ситуация постоянно меняется. Один предприниматель начинает возить людей, как уходит в минус – бросает. Приходит другой.

В Мамонтово есть ИП, который занимается междугородними перевозками (Барнаул, Новосибирск). По райцентру ходят два автобуса. Летом, правда, один. С интервалом в час. Осенью и зимой – два автобуса с интервалом в полчаса. Строго по расписанию и маршруту, еще с советских времен. Села не обслуживаются.

В Крутихинском районе спустя год простоя восстановили автобусное сообщение между селами. Решение приняли местные власти. Первый рейс автобуса из Камня-на-Оби до Крутихи (Прыганка, Волчно-Бурла, Маловолчанка, Долганка) состоялся 18 января. Маршрут не функционировал с марта 2020 года. Теперь автобусное сообщение осуществляется каждый понедельник, а в пятницу транспорт ходит до села Буян.

В Михайловском районе также на 70% упал поток пассажиров. В ряд сел уехать нельзя, до двух добраться можно лишь на проходящем рейсе из Барнаула и Новосибирска.

Здесь планируют перейти на «газели», микроавтобусы и сократить штат. Потребность в транспорте остается, но люди ездят все меньше. Такси в Новоалтайск и обратно стоит как минимум 600 рублей. Внутри района пассажироперевозок вообще нет. Для перевозчиков эти маршруты оказались нерентабельными.

В Чарышском  районе ищут варианты транспортного сообщения с небольшими селами. Как рассказывает газета «Животновод Алтая», некоторое время назад для организации автоперевозок по маршруту Берёзовка – Чарышское выделялся автобус автотранспортного предприятия. Но автобус ходил полупустой,  в убыток, и поездки приостановили. Пытались и частные лица, имеющие соответствующее разрешение, обслуживать односельчан, но и они не потянули. Районные власти предложили  Алексеевскому  сельсовету  самый оптимальный вариант, уже опробованный Малобащелакским сельсоветом, – проанализировать пассажиропоток. Для этого поначалу задействовать транспорт сельсовета и, определив дни, наиболее удобные для сельчан, регулярно по этому расписанию отправлять машину сельсовета в райцентр. Если мест будет недостаточно – подключат транспорт ПАТП, сначала, как вариант, «газель», а если будет необходимость, то и автобус большей вместимости.

Краевое Министерство транспорта проведет еще 19 конкурсов на межмуниципальные маршруты. Но, как показывает практика, от малонаселенных пунктов перевозчики дружно отказываются, хотя конкурсы проходят по 3–4 раза.

Минтранс предлагает в рамках краевой программы по развитию транспортной инфраструктуры выделять субсидии перевозчикам на компенсацию потерь в доходах. Есть только одно но. Получить их можно лишь при отсутствии задолженностей по налогам и перед своими подрядчиками. А они есть сейчас у большинства перевозчиков.

Для решения проблемы перевозок губернатор края выделил районам 300 миллионов рублей субсидий на приобретение автобусов.

Новости партнеров
Фоторепортаж
Блоги