Опыт Алтая изучает Россия

13:00, 19 мая 2017г, Общество 1322


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

На этой неделе в Белокурихе прошло совместное заседание сразу двух комитетов Совета Федерации Федерального собрания РФ. В работе участвовала довольно представительная делегация верхней палаты парламента – 19 сенаторов.

Площадка для обсуждения

Выездное заседание провели Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитет СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. Обсуждали вопросы, касающиеся реализации полномочий органов местного само-
управления в сфере земельных отношений и устойчивого развития сельских территорий.

В совещании приняли участие губернатор края Александр Карлин, председатель АКЗС Александр Романенко, председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров, председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаил Щетинин, заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Сергей Ястребов и другие.

Белокуриха совсем не случайно была выбрана площадкой для проведения заседания по этой тематике. Алтайский край первым разработал программу устойчивого развития сельских территорий, и документ был рекомендован в качестве модели для принятия аналогичных программ в других российских регионах.

Сегодня на мероприятия этой программы в Алтайском крае ежегодно выделяется более 1 млрд рублей, благодаря чему за последние три года более 500 сельских семей улучшили свои жилищные условия, открыты три новые школы, более 20 ФАПов, продолжается развитие систем водоснабжения, транспортной инфраструктуры, газификация территорий.

– На протяжении последних десяти лет Совет Федерации дважды целевым образом рассматривал вопрос социально-экономического развития Алтайского края, – открывая заседание, отметил губернатор Алтайского края Александр Карлин. – Были приняты обстоятельные, развернутые, значимые для нашего региона документы, которые адресованы главным образом правительству и другим федеральным ведомствам. Они очень точно и скрупулезно выполняются, потому что обеспечен контроль со стороны комитетов СФ и палаты в целом.

Программа устойчивого развития сельских территорий реально помогает в разы сократить миграционный отток населения из сел края, а также улучшить ситуацию на рынке труда. Но есть и нерешенные вопросы. Прежде всего это изношенность инженерной и социальной инфраструктур. Губернатор сделал акцент на необходимости продолжения реализации программы устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 года.

Особые вопросы

Глава региона отметил, что в повестку дня совместного заседания включены чрезвычайно важные для страны в целом, и в особенности для Алтайского края, вопросы. «Что касается земельных отношений, то этот вопрос для Алтайского края имеет особое значение, – сказал Александр Карлин. – Это центр экономической, политической и социальной тематики. Для нас очень важны и тема регулирования в сфере земель сельхозназначения, и программа устойчивого развития сельских территорий».

В последнее время земельное законодательство совершенствуется, но постоянно возникают вопросы, которые требуют решения. С одной стороны, задачи в сфере земельных отношений связаны с повышением эффективности процедур предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. С другой стороны, эффективное решение этих вопросов позволит обеспечить устойчивость социально-экономического развития Алтайского края и страны в целом.

Председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров также подчеркнул важность и актуальность обсуждения вопросов исполнения полномочий в сфере земельных отношений именно в Алтайском крае:

– Конечно, не случайно о земле мы говорим на Алтае, где люди чуть лучше понимают, что это главное богатство России. С вопросами реализации полномочий в сфере земельных отношений неразрывно связана и вторая тема нашего выездного заседания – комплексное развитие сельских территорий. Муниципальная власть – самая близкая власть к людям. Ее часто называют властью не только от людей, но и от земли: местное самоуправление развивается в конкретном поселении, городе, районе. Для Алтайского края, свыше 40% внутреннего регионального продукта которого создает агропромышленный комплекс, эти две темы неразрывно связаны.

Сенатор отметил, что участникам заседания важно еще раз вернуться к обсуждению постановления Совета Федерации о содействии социально-экономическому развитию Алтайского края, принятого в 2015 году. По его словам, оно успешно исполняется.  – Но ряд вопросов требует доработки, мы их еще раз уточним и обсудим, что следует сделать по вопросам, которые управленческая команда региона полтора года назад очень четко и системно поставила в Совете Федерации», – отметил Дмитрий Азаров.

Председатель Комитета СФ поблагодарил Александра Карлина за совместную плодотворную работу. «Хочу сказать, что не всегда получается выполнить работу так четко, системно, заблаговременно, – сказал Дмитрий Азаров. – Собственно, поэтому и результат – у нас более 90% решений, заложенных в постановление, уже исполнены – свидетельствует о том, что проделана большая предварительная системная работа. За это я хочу и губернатору региона, и своему коллеге Михаилу Щетинину – одному из самых уважаемых сенаторов сказать большое спасибо».

Сенатор также подчеркнул, что участники выездного заседания, несомненно, с большим вниманием отнесутся к действующей в Алтайском крае практике поддержки местных инициатив грантами правительства региона. «Мы готовы этот опыт тиражировать по всей России», – добавил Дмитрий Азаров.

Лидер среди регионов

Сенатор Михаил Щетинин в свою очередь подчеркнул, что возглавляемый им Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию пристально следит за тем, как работает Алтайский край.

– Мы все знаем, что Алтайский край – крупнейший агропромышленный регион, – сказал сенатор. – Принимая решение о том, где именно проводить выездное совместное заседание наших комитетов, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко обратила внимание на то, что именно в Алтайском крае следует обсуждать две актуальные темы, связанные как с земельными отношениями, так и с развитием сельских территорий. Всем известно, как много Алтайский край сделал именно для развития сельских территорий: регион начал работу по собственной программе устойчивого развития сельских территорий, когда такой федеральной программы еще не было. Здесь два года работали без федеральной поддержки. И сегодня уже есть о чем рассказать. На мой взгляд и с точки зрения моих коллег, Алтайский край – безусловный лидер в реализации программы устойчивого развития сельских территорий. Обобщить опыт региона и предложить его другим территориям России – одна из главных задач этого нашего совещания.

Выступая перед участниками заседания, Александр Карлин акцентировал внимание на том, что сегодня остро стоит вопрос максимально эффективного использования земельных ресурсов.

– Именно поэтому перед нами стоят задачи в сфере законодательного регулирования, – пояснил глава региона. – Сегодня мы стараемся использовать экономические механизмы для того, чтобы повысить качество работы на земле. Есть необходимость задуматься о том, чтобы в дальнейшей перспективе правовыми методами заставлять землепользователей использовать современные технологии. В том числе требуется применение технологий, предотвращающих эрозию земли, утрату ее естественного плодородия. То есть необходимо законодательно закрепить обязанности землепользователей не просто обрабатывать землю, а использовать рекомендованные научно обоснованные севообороты, привязанные к почвенно-климатическим зонам.

По словам губернатора, существенный рост эффективности сельскохозяйственного производства обеспечивается за счет поддержки аграрного сектора по трем значимым направлениям. Во-первых, государственная программа развития сельского хозяйства стала более эффективной благодаря внесению в нее корректировок по предложениям регионов, в том числе об укрупнении субсидий и об использовании дифференцированного подхода. Во-вторых, значимым механизмом является разработанная в Алтайском крае, а затем получившая федеральный статус программа устойчивого развития сельских территорий.

Третьим направлением государственной поддержки аграриев стало принятие Правительством России постановления № 1432, которое определило меры поддержки сельхозмашиностроения.

– В прошлом году крестьяне Алтайского края смогли сэкономить на приобретении техники 1 млрд 430 млн рублей, – рассказал губернатор. – Это стало хорошим подспорьем для экономики хозяйств. Как следствие, 90% сельхозпредприятий завершили 2016 год с положительной рентабельностью. Заработная плата в сельском хозяйстве, хоть и является не самой большой, растет более высокими темпами, чем зарплата в среднем по экономике.

Что касается бюджетной обеспеченности, то за 12 лет Алтайский край смог повысить с 46 до 71% долю собственных доходов в структуре бюджета. При росте объемов федеральной помощи Алтайскому краю в 2 раза в номинальном выражении собственные доходы бюджета региона выросли в 4,2 раза. Это позволило качественно изменить ситуацию. Отсутствие значимой задолженности региона (госдолг составляет не более 5% от собственных доходов) позволяет органам власти края эффективно решать задачи социально-экономического развития региона.

Взаимосвязанные задачи

Председатель АКЗС Александр Романенко в свою очередь отметил, что Алтайский край занимает четвертое место в стране по числу муниципальных образований, а по числу муниципальных районов – первое. В силу большого разнообразия природных характеристик, численности населения и экономического потенциала вопросы, возникающие у органов местного самоуправления, также отличаются. На уровне края они проявляются более заметно, чем в других регионах.

– В числе других отмечу одну проблему, напрямую затрагивающую и сферу деятельности аграрного комитета Совета Федерации, – сказал спикер краевого парламента. – Сегодня продажа и предоставление в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (в том числе земель сельхозназначения), осуществляется только в форме аукционов. Возможность проведения конкурсов исключена. В результате добросовестный сельскохозяйственный товаропроизводитель не всегда имеет возможности выиграть аукцион. А ведь задача органов местного самоуправления не только получить средства в бюджет. Нужно ещё добиться, чтобы земля максимально эффективно использовалась, чтобы сохранялись рабочие места. И эта задача тесно связана с устойчивым развитием сельских территорий.

Александр Романенко отметил, что этот вопрос актуален не только для Алтайского края, но и для других регионов. В заключение он предположил: многие из этих правовых сложностей возникают из-за того, что на федеральном уровне невозможно учесть все особенности, специфику организации местного самоуправления и местного хозяйства. И ряд проблем можно было решить, если бы федеральный законодатель делегировал регионам право устанавливать дифференцированные нормы для разных типов и групп муниципальных образований. Это касается и некоторых вопросов в земельных отношениях, и бюджетно-налоговых правоотношений, и многих организационных вопросов.

В связи с этим спикер обратился к сенаторам с просьбой изучить возможность расширения полномочий региональных законодателей по правовому регулированию сферы местного самоуправления.

Фоторепортаж