Как проходит IV Всероссийский молодёжный театральный фестиваль им. В. С. Золотухина

15:27, 23 сентября 2021г, Культура 1081


Как проходит IV Всероссийский молодёжный театральный фестиваль им. В. С. Золотухина Фото №1
Как проходит IV Всероссийский молодёжный театральный фестиваль им. В. С. Золотухина Фото №2
Как проходит IV Всероссийский молодёжный театральный фестиваль им. В. С. Золотухина Миниатюра №3
Как проходит IV Всероссийский молодёжный театральный фестиваль им. В. С. Золотухина Миниатюра №3

Фото Олег БОГДАНОВ

Мы продолжаем следить за ходом IV Всероссийского молодёжного театрального фестиваля им. В. С. Золотухина.

Во вторник в Барнауле были показаны еще две постановки – триллер с американскими корнями из Вологды и основательно переосмысленная школьная классика от Новосибирского городского драмтеатра.

Ученик зла

Спектакль Вологодского театра для детей и молодёжи называется «Способный ученик», и поклонники Стивена Кинга, конечно, узнали сюжет его одноименной повести 1982 года, в свое время послужившей основной для экранизации. Впрочем, пьеса российского драматурга Ирины Васьковской скорее посвящение «королю ужасов». А сама постановка, показанная в Барнауле, – первая режиссерская работа молодого артиста вологодского театра Василия Лимонова, который также отвечал за ее музыкальное и художественное оформление (очень скромное) 
и сыграл одну из двух ролей.

Да, все эти полтора часа на основной сцене Алтайского музыкального театра мы наблюдали изощренную психологическую дуэль между смышленым американским школьником – отличником и спортсменом Тоддом Боуденом (Лимонов) и его пожилым соседом, под благодушной личиной которого скрывается бывший нацистский преступник по имени Курт Дюссандер (заслуженный артист РФ Игорь Рудинский). Разнося газеты в американском пригороде середины 1970-х, Тодд звонит в дверь эмигранта Артура Денкера, старичка в уютном клетчатом халате с шаркающей и неуверенной походкой, и обвиняет его в поистине жутких вещах – от соучастия в холокосте до бегства из Германии в Латинскую Америку, где бывший нацист будто бы промышлял торговлей наркотиками.

«Мальчик, ты сумасшедший», – мягко отвечает ему озадаченный старик, но, погрозив полицией, почему-то так и не звонит стражам порядка. Еще бы: Тодд не просто опознал соседа на старой фотографии из случайного журнала, он провел целое расследование и тому теперь нечем крыть. Вот только цели мальчика совсем туманны. Почему он не выдает нациста властям? Сперва нам кажется, что школьник увлечен историей, ведь он отличник, надежда школьной команды по бейсболу и все уверены, что он способный ученик! Но постепенно мы начинаем понимать, что его азартно горящие глаза видят в мистере Дюссандере источник сведений о пытках и зверствах в концлагерях, что он попросту увлечен чистым злом.

Молодой режиссер рассказывал, что взяться за этот материал его подтолкнули участившиеся в России случаи массовой стрельбы в учебных заведениях (по мрачному совпадению показ «Способного ученика» состоялся на следующий день после жутких событий в Перми). Вологодским изданиям в 2019 году он рассказывал: «Этим спектаклем мы не пытаемся рассказать историю холокоста или Великой Отечественной войны, а ищем ответ на вопрос, что же движет людьми, которые совершают такие поступки». К сожалению, от прямых ответов спектакль уходит, оставляя зрителя самостоятельно размышлять над природой зла.

Почему так жесток снег?

Любимый барнаульскими зрителями Новосибирский городской драмтеатр под руководством Сергея Афанасьева привез на очередной Золотухинский фестиваль «Горе от ума». Если бы не 50-процентные противоэпидемические ограничения, в зале МТА точно был бы аншлаг, как и в прошлые приезды НГДТ. На сей раз ажиотаж подпитывало любопытно: что мог сделать маститый режиссер с затертой до дыр, замыленной, сплющенной школьной классикой? Короткий ответ – он окунул ее в слегка разнузданную эстетику площадного театра, напитал энергией игры и снова сделал стихотворный текст ужасно смешным. Это ведь комедия!

Действие разворачивается почти на пустой темной сцене, в центре которой стремительно вращается вокруг своей оси восьмигранная кабинка из фанеры, или ротонда, или беседка, или шкатулка с секретиком, или даже карусель (на последний вариант намекает программка спектакля). В каждой из восьми сторон есть дверца с каким-нибудь символом – сердечком, стрелочкой («вход там»). В прологе под минорные первые такты песни Филиппа Киркорова «Снег» вращение кабинки сопровождается стуком колес поезда. Это Чацкий (актер Пётр Шуликов) возвращается в Россию с пошлым букетом белых роз. Поезда – анахронизм для «Горя от ума»? Неважно, Киркоров тоже, а как подходит!

А пока он едет, в доме Фамусова юная Софья (Кристина Кириллова) с красными щечками милуется с Молчалиным (Владислав Аксёнов) с черным сердечком под скулой, а сам Фамусов (Артём Плашков) с носом, выкрашенным синей краской, тискает миловидную служанку Лизу (Регина Тощакова). Чуть позже на сцену выйдут полковник Скалозуб с накладными зубищами и княгиня Тугоуховская, загримированная под художницу Фриду Кало (если бы та дожила до глубокой старости). Тут вам не психологический театр, а маски, может быть, даже куклы Петрушки. Потому так нелепы взрослые люди, никак не могущие найти общий язык, несмотря на непрерывную болтовню.

Кстати, «Горе от ума» Сергей Афанасьев ставил как спектакль о любви, точнее, о ее невозможности. И о том, как острый язык мешает счастью. И за всем этим актерским куражом и театральной феерией чувствуется затаенная печаль о человеческой несуразности. Но это станет понятно потом, а пока нужно вытравить из головы Киркорова.

Фоторепортаж