Оттенки лунной краски

14:00, 20 января 2017г, Культура 1864


1
1

Эта зима – третья в короткой пока истории галереи авторских работ «АлтайТалантБийск», основанной бийчанкой Ириной Моисеевой. Сегодня туры и краевые мероприятия в наукограде не обходятся без ее участия, но бийский феномен не познан до сих пор. Почему коллекции галереи так популярны и среди туристов, и среди небогатых горожан?

Таланты и поклонники

Здесь все – чудачество и очарование. Сюда попадаешь как герои старого фильма про Золушку в волшебную страну. Одни застывают, выпадая из времени, перед куклами-тильдами. Других манят работы ремесленников. Меня же как магнитом потянуло к картинам местного художника Романа Величко. Я и сейчас не вполне уверена в том, что он не реинкарнация Куинджи с его светописью лунными красками… Растиражированные репродукции и открытки сделали Величко всемирно известным, но они не передают и толики магии, хранимой авторским первоисточником. Эти полотна – несуетный рассказ художника о красоте и ценности каждого мига жизни, не замечаемых нами за будничной суетой.

Идея проекта «АлтайТалантБийск», объединившая на бийской площадке талантливых художников, ремесленников и мастеров Алтая, не из пустоты возникла. Прежде чем решиться, Ирина Моисеева, педагог-психолог по образованию, несколько лет занималась музейной педагогикой, методикой введения детей в мир искусства. Сейчас, спустя три года, гостей региона предупреждают: чтобы ощутить неповторимую его ауру, непременно нужно побывать в Бийске в галерее Моисеевой.

Промысел

– Ирина, решение открыть галерею во времена, когда люди в последнюю очередь готовы тратить деньги на картины и произведения искусства, удивительно и непонятно многим. Не страшно было?

– Конечно, боялась. Но со мной постоянно случались промыслительные моменты, которые и помогали решать, верно ли я поступаю. Так, по совету фотохудожника Владимира Черкасова я поехала посмотреть экспозицию Романа Величко, организованную в ТРЦ «Модный». И увидела вот это прозрачное помещение с круговой панорамой, словно предназначенное под галерею. Директору центра я честно сказала, что у меня нет денег. И снова случилось чудо. Она дала мне время на раскрутку и первое время не брала с меня арендной платы. Самую первую аренду я заплатила из маминой пенсии.

– Ирина, кем вы сейчас себя ощущаете, собирательницей прекрасного или бизнес-леди?

– «АлтайТалантБийск» – мой авторский проект, я считаю его скорее делом своей жизни, нежели обычным бизнесом. Для человека, начинающего все с нуля, переоценка ценностей неизбежна. Чем туже было с деньгами, тем яснее я понимала, что жизнь – она больше желания продавать картины, а деньги лишь одна ее грань. К тому моменту, как я села писать бизнес-план, пазл уже сложился. Помог опыт работы на телевидении и общения с людьми, о которых я снимала свои репортажи. Кроме идеи сайта, информационной площадки, появилась мысль расширить формат галереи, привлечь мастеров,  художников, писателей. Ощущение было такое, что на бумаге я излагаю уже готовые, словно кем-то диктуемые мысли.

– Знаю, что не один подобный проект  закончился, едва начавшись. Потому что, если не получается, надо закрываться. Как было у вас?

– Точка отчаяния, думаю, есть у каждого новичка. Ее просто надо пройти. Даже если нет уже сил и руки опускаются. На тот момент «Алтайская ремесленная палата» закрыла свой магазин «Декор», а сами ремесленники, видя мой непробиваемый оптимизм, сказали: «Ир, поможем чем можем. Изделия на реализацию дадим, но нас не трогай». Этот негативный опыт я пережила тяжело. Был такой срыв, что даже под капельницы попала. Но я четко знала, что не прощу себя и буду  жалеть, если брошу свое дело. И чудо случилось. Мне предложили работу специалиста по связям со СМИ, я совмещала ее с галереей. Зарплаты хватало на аренду, но о рентабельности речь не шла. И тут звонок из краевого управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, с него началось наше сотрудничество. В 2014 году край, продвигая творчество алтайских ремесленников, стал выделять средства господдержки на возмещение затрат в сфере ремесленной деятельности. И первый пресс-тур, и первых туристов в мою галерею привезли специалисты управления, сыгравшие ключевую роль в ее становлении. Благодаря этим людям точка реализации продукции народных промыслов превратилась в культурологический комплекс, который сейчас с удовольствием посещают туристы. Он включен в схему маршрутов, наше авторское сообщество участвует в краевых и федеральных праздниках, включая «Цветение маральника» и Шукшинские чтения. Галерея, как площадка образовательная и воспитательная, объединила таланты многих мастеров. Так, над храмом Покрова Божией Матери, построенным у проходной производственного объединения «Сибприбормаш», работали Любовь Кондрюкова, Николай Порубов, другие художники Алтая. А недавно моя коллега, редактор «Бийского рабочего», призналась: «Ира, три года назад я тебя слушала, кивала головой, чтобы не обидеть, но не верила в твою идею».

– Каков объем полученной вами господдержки?

– Её хватило на приобретение оборудования – витрин, стеллажей, системы освещения. Для человека, начинавшего с одолженных  у друзей  денег, это неоценимо. В такие моменты как раз и понимаешь, кто настоящий.

«Это же Тищенко!»

– Авторские работы недешевы. Так, цены на картины Романа Величко в салонах Белокурихи, где любят отдыхать состоятельные россияне, доходят до 300 тысяч рублей. Дороговато для людей со среднеалтайской зарплатой.

– В жизни есть много вещей, которые не каждый может себе позволить. Но авторская работа не может быть дешевой. По масс-маркет нельзя равнять произведения искусства. Одни инвестируют в золото, дома или живопись. А у других талант эмоциональной отзывчивости. Однажды в галерею зашла молодая цыганка, долго рассматривала полотна, ничем не впечатляясь. А потом вдруг остановилась у пейзажа Виктора Зотеева и восхищенно выдохнула: «Вот это да!»

– Ваша галерея расположена рядом с магазинчиками и продуктовым рынком. То есть покупатель просто идет мимо за продуктами… 

– Никого специально не зазываем, ничего не навязываем. Нет в этом смысла. Но если человека зацепило, втянуло это пространство, можно считать, что процесс пошел. А когда он уже стоит перед картиной и понимает, что именно ее ему и не хватало для счастья, мы начинаем говорить. Озарение первично. Все продажи случаются в этот момент. В этой точке удивительно сходятся маркетинг, проблемы реализации и любовь к родному Алтаю, его сюжетам. Но нельзя заранее знать, энергетика какого автора впечатлит человека. Это можно только почувствовать, когда мастер встретился с единственным своим зрителем, для которого все и было сделано. Такая встреча случится непременно, правда, ждать ее порой приходится долго. У нас однажды не раскупались куклы из авторской экспозиции мастерицы Людмилы Никитенко, и она уже хотела забрать их домой – чего, мол, зря стоят. Но я почему-то знала, что не надо спешить, и  уговорила ее оставить коллекцию в галерее еще ненадолго. А через несколько дней приехала группа из Китая. Китайцы забрали все до единой куклы!

– Кого больше среди ваших посетителей – местных, иностранцев, столичных  жителей? Зависит ли вообще эмоциональная отзывчивость зрителя от места его жительства и благосостояния?

– Нет. Среди постоянных наших покупателей много москвичей, но большая их часть – выходцы с Алтая. Восприятию красоты мешают стереотипы, а не территориальная принадлежность. Вот почему-то принято считать, что искусство там, где нас нет. Картины современных русских художников на Западе плохо продаются, потому что за ними не стоят большие деньги. Там иная культура. Для миллионера, инвестирующего в частную коллекцию, это вопрос престижа, оттого баснословны цены, которыми оперируют арт-дилеры. Такого практицизма придерживаются сейчас и состоятельные россияне. Как-то один из посетителей, коренной москвич, кстати, оглядев пространство галереи, скептически изрек: «Ну тут же нет ничего, что можно повесить в доме…» Вот он, классический стереотип.

– История из фильма «О чем говорят мужчины»? С одной стороны, не может картина стоить 3 тысячи долларов, с другой – «это же Тищенко!».

– Да, похоже. Удивительно, но восторженно реагируют на авторские работы, выставленные в галерее, жители Китая, страны экзотической для нас культуры. Китай духовен, а китайцы говорят нам спасибо на русском языке, потому что понимают в нашем искусстве главное. За ним нет больших денег, зато есть дух, положительные эмоции, красота, божественное начало, характер нации.

Фоторепортаж