В Алтайской музкомедии представили премьеру в преддверии Дня Победы

17:00, 07 мая 2018г, Культура 2252


1
1

Накануне краевой театр музкомедии представил премьеру музыкальной драмы «А зори здесь тихие…» – трогательного и нежного спектакля о том, как бесценна каждая жизнь.

Известную и многими любимую повесть Бориса Васильева на сцену музыкального театра перенесли новосибирский композитор Андрей Кротов и его супруга, автор либретто Нонна Кротова. И при всей неизбежной условности жанра им удалось сохранить нечто сущностное для произведения: трагедию молодой жизни, внезапно оборвавшейся, память об обычном, не пафосном героизме. Такой спектакль даже представляется хорошим ответом тем удивительным людям, которые сегодня, говоря о войне, лихо бросаются фразой: «Можем повторить», – не надо такое повторять, пусть лучше будет мир.

Хотя выбор темы сначала казался неожиданным, и даже тот факт, что материал супругов Кротовых уже несколько лет с успехом идет в ряде сибирских театров, убеждал не вполне. Но барнаульский театр в этом сезоне явно решил напомнить зрителям, ожидающим от него чего-то легкомысленного и забавного, что драматические произведения на музыкальной сцене более чем уместны.

Сюжет многим знаком если не по книге, то уж точно по двум российским фильмам: старшина Федот Васков, военный комендант в сельской глуши, требует прислать ему непьющих солдат. А получает два отделения молоденьких девушек-зенитчиц. Одна из них, навещая в городе маленького сына, замечает в лесу двух немецких диверсантов, которые явно планируют добраться до стратегических объектов. Чтобы опередить их, Васков и группа из пяти девчонок идут тайной тропой среди болот, но врагов оказывается гораздо больше, а подмоги уже не дождаться. И тогда они решают вступить в неравный бой.

История разворачивается в скупых декорациях на глухом черном фоне, в которых гнетущая атмосфера создается главным образом дымом и лучами цветных софитов: алыми при столкновении с врагом и зелеными в «лесных» сценах. Как ни странно, этого вполне хватает: дело в том, что основные драматические события спектакля разворачиваются в музыке и она тут действительно хороша. Ненавязчивая ретростилистика, легкие фольклорные мотивы – временами это даже кажется уже знакомым. Притом что это вполне современный спектакль, ни одна нота не вступает в противоречие с заявленной эпохой. В театре также отмечают, что в музыкальный материал вплетена личная история автора – самую первую песню, которая звучит в спектакле, сочинил когда-то отец композитора Евгений Кротов.

Простодушного и смешно окающего старшину Васкова, от которого поначалу и не ждешь никакого героизма, на сцене музкомедии играет Михаил Лямин. Он кажется прекрасным выбором на эту роль: его персонаж ведь всегда воспринимается как некая «отцовская фигура» для девушек, а ему по сюжету всего-то чуть за тридцать! Легко понять и дочку лесника Лизу Бричкину (Мария Евтеева), которая умудряется влюбиться в него, пока более легкомысленные подруги хихикают, мол, «это ж 
не мужчина, это наш Федот!».

Пятерка главных героинь в книге – принципиально разные характеры и судьбы: одна отчаянно красивая, женственная и храбрая (Женьку Комелькову по очереди играют Татьяна Ремизова и Виктория Гальцева). Другая – строгая молодая вдова, мать и командир (Рита Осянина – актриса Юлия Башкатова). Галка Четвертак (Тамара Вильгельм / Анна Кожевникова) – мечтательница, не сломленная детдомовским детством. Соня Гурвич (Александра Карпова) – отличница из хорошей еврейской семьи, скорее всего, уже погибшей. В спектакле у каждой есть свой музыкальный номер, не только представляющий ее историю и характер, но и позволяющий блеснуть вокальными данными. И в какой-то момент их голоса, звучащие в этом материале особенно юно, как будто растворяют что-то в душе, так что неизбежная трагическая развязка воспринимается неожиданно остро.

Впрочем, обещанный режиссером Константином Яковлевым светлый финал все же состоялся. Спектакль красиво закольцован: в нем первая сцена происходит на танцплощадке, где прощаются влюбленные парочки, и молодые люди уходят, как мы понимаем, на фронт. Так вот, в конце кое-кто из воевавших парней и девушек все же вернется на ту самую площадку и обнимет любимых.

фото предоставлены театром музкомедии

Фоторепортаж