Как в Барнауле проходил конкурс «Педагогический дебют-2016»

09:09, 28 января 2016г, Образование 2105


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Конструкция головы человека и ее пропорции, внутренняя политика Александра I после Отечественной войны, флаг и символы Британии, техника передачи мяча в баскетболе – вот неполный список тем открытых уроков, которые провели лучшие молодые учителя края в рамках конкурса «Педагогический дебют-2016».

Участвовать в конкурсе могут учителя со стажем до трех лет. Конкурс «Педагогический дебют» также является одной из номинаций главного педагогического состязания края – «Учителя года Алтая».

Был бы второй шанс…

В первый день конкурса участники – а это десять учителей со всего края – защищали свои инновационные образовательные проекты. Однако важнейшим испытанием стали тридцатиминутные открытые уроки в чужих классах. Второй год подряд они проходят в барнаульской гимназии № 79, и школьники, кажется, уже не обращают внимания на присутствие в классе помимо незнакомого педагога еще и членов конкурсного жюри и журналистов.

Урок математики в пятом «Б» был посвящен теме «Расстояние между двумя точками. Масштаб», а вела его учительница из Залесовской основной школы Анастасия Булыгина. Как вызвать интерес детей к этой теме? Молодой педагог показала на карте, как она ехала из Залесово в Барнаул, чтобы провести этот урок (дети пришли к выводу, что по прямой было бы гораздо быстрее), активно использовала интерактивную доску, а в конце занятия предложила своим новым ученикам самим оценить свою работу. Кстати, дополнительные очки конкурсантам приносит использование здоровьесберегающих технологий, поэтому на многих уроках проводятся физкульт-минутки, немало удивляющие учеников.

А когда дети выходят из класса, педагогу еще предстоит объяснить свои цели, идеи и методы членам жюри и ответить на их коварные вопросы. Самым коварным нам показался вопрос: «Если бы у вас была возможность еще раз провести этот урок, что бы вы изменили?» И поскольку состязаются здесь еще совсем неопытные педагоги, старшие коллеги потом обязательно объясняют их недочеты и дают советы.

Доказывать свою состоятельность

Учитель английского языка из барнаульской гимназии № 22 Софья Стальская рассказывала пятиклассникам о символах Великобритании и ее субъектов. А в конце урока неожиданно для всех молодая учительница предложила ребятишкам подумать, что мы могли бы считать символами Алтайского края. Сошлись в итоге на березах, меде и оленях. И какие бы недочеты ни увидели члены жюри, но признание детей тоже дорогого стоит, а урок им понравился.

Идею с символами Алтая учительница объяснила так: «Я ставила перед собой еще и воспитательную цель – сформировать национальную идентичность и самосознание ребят, потому и ввела дополнительную тему. Когда-то мои собственные преподаватели говорили, что наши ученики, если окажутся за границей, вряд ли будут рассказывать иностранцам о Великобритании и ее частях. А вот о том месте, откуда они родом, их рано или поздно спросят».

Корреспондентам «АП» Софья Стальская рассказала, что в 22-й гимназии она работает второй год:

– Первый год был непростым: когда только приходишь в школу, еще не знаешь, как «настроить» дисциплину. Поначалу дети воспринимали меня не как наставника, а в лучшем случае как старшую сестру, которой можно рассказать какой-нибудь секретик на переменке…

В конкурсе «Педагогический дебют» она вызвалась участвовать сама:

– Я всегда слушала о достижениях других учителей и, поскольку сама хорошо училась, окончила школу с золотой медалью, а университет – с красным дипломом, решила, что пора доказывать свою профессиональную состоятельность. Хотя потом, конечно, всегда наступает момент, когда ты думаешь: «Зачем я связалась с этим, столько нервов?!» (Смеется.) 

Инновационный проект молодого педагога связан со съемкой видеороликов на английском языке, причем по темам, которые дети как раз проходят на уроках. Софья говорит, что им понравилось снимать и монтировать ролики в специальных программах, к тому же это мотивирует учеников больше говорить по-английски.

Счастливый случай

Учителю информатики из Протасовской средней школы Немецкого национального района Александру Головне досталась тема «Интернет». Оказалось, барнаульские восьмиклассники не понаслышке знакомы с социальными сетями, но при этом смутно представляют себе, откуда Интернет берется в их квартирах и мобильных телефонах.

Как говорит сам Александр, в школу его привел счастливый случай: он окончил факультет прикладной информатики и не смог устроиться на работу без опыта. Вернулся в родное село, где как раз освободилось место учителя информатики, прошел курсы профессиональной подготовки, изучил основы методики преподавания информатики в школе.

– Оказалось, работа с детьми – это мое, – говорит учитель. – Я с ними занимаюсь не только на уроках и в рамках кружка информатики, но еще по совместительству работаю преподавателем музыки – дети у нас поют. Я учился в музыкальной школе, но теперь есть цель получить музыкальное образование в каком-нибудь профессиональном учреждении. Кроме того, я занимаюсь с ребятами образовательной робототехникой, где они могут проявить фантазию и конструкторское мышление. Словом, выяснилось, что пределов для самосовершенствования в школе вообще нет!

Член Большого жюри конкурса, председатель клуба «Учитель года Алтая» и педагог Сростинской средней школы им. В.М. Шукшина Елена Казанина соглашается, что говорить о презентации учительского опыта на «Педагогическом дебюте» не приходится, конкурс дает возможность молодым специалистам показать видение и понимание своего предмета, становится стимулом к дальнейшему развитию. «А вот куда они будут двигаться дальше, покажет время. Меня радует, что на этом конкурсе появляется множество интересных идей. И если в дальнейшем этих педагогов будет направлять хороший методист, у них все получится!»

Фоторепортаж
Блоги