Перспективы создания научно-образовательного центра обсудили в Алтайском крае

12:15, 22 декабря 2019г, Общество 1913


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

В Алтайском филиале РАНХиГС прошла стратегическая сессия «Перспективы создания научно-образовательного центра в Алтайском крае».

Согласно нацпроекту «Наука» к концу года в России должно быть создано как минимум пять научно-образовательных центров (НОЦ) мирового уровня. Необходимость создания НОЦ «Алтай» уже обсуждалась и в научном сообществе, и в правительстве края. И вот на излете первого года действия нацпроекта в Барнауле прошла стратегическая сессия, посвященная этой теме. В работе двухдневного научно-практического семинара в РАНХиГС приняли участие представители организаций высшего образования, научных институтов, органов исполнительной власти, производства и бизнеса. Организатором мероприятия выступило Министерство образования и науки края совместно с Национальным фондом подготовки кадров при содействии Министерства науки и высшего образования РФ.

Губернатор Виктор Томенко нашел время в своем крайне плотном графике, чтобы встретиться с участниками знакового мероприятия.

– Мы должны обсудить положение дел в части развития науки и системы высшего профессионального образования в нашем регионе, определить векторы дальнейшей совместной деятельности, – сказал он. – Сегодня два эти направления сближаются: значительная часть наших вузовских лабораторий взаимодействуют или как-то ассоциированы с научно-исследовательскими институтами Сибирского отделения РАН.

Когда губернатор рассказывал об участии региона в различных проектах, его шутка вызвала улыбки гостей: «Понятно, что в проекты по защите Волги или очистке Байкала мы не включаемся с учетом географических параметров. Хотя и в том, и в другом случае готовы высказать свои суждения». В общей же сложности, как отметил Томенко, наш край принимает участие в 52 региональных проектах, действующих в рамках 12 национальных проектов, для реализации которых Правительство РФ выработало 67 федеральных проектов.

– К сожалению, пока формально не определено участие регионов в реализации национального проекта «Наука», – констатировал факт губернатор. – Но в текущей практической деятельности мы продолжаем совместную работу по выполнению ранее намеченных планов, при этом готовясь к новым этапам. Ведь цели и стратегические задачи для страны сформулированы на период до 2024 года, все проекты, национальные в том числе, будут развиваться. На каких-то этапах развития мы непременно в них включимся как непосредственные участники.

Губернатор подчеркнул важность создания в крае Координационного совета по развитию высшей школы и науки в регионе: «Координационный совет мы сформировали впервые, пригласили в него порядка 50 человек – это наши лучшие силы. Если этот состав на основе глубокого анализа не выработает эффективные и адекватные нашим возможностям планы, то, пожалуй, этого не сделает никто».

В течение двух дней на сессии шла речь о примерных моделях функционирования НОЦ, об их роли в подготовке кадров, о решении в рамках проекта социально-экономических проблем и о многих других очень важных вопросах.

Светлана АЛЕКСАНДРОВА

Нацпроект «Наука»

ФАКТЫ. ЦЕЛИ:

  • Россия на пятом месте в мире по количеству исследователей, на восьмом – по числу заявок на получение патентов на изобретение, на 11-м – по числу статей в приоритетных областях научно-технического развития.
  • Нацпроект направлен на то, чтобы Россия вошла в пятерку ведущих стран мира в области научных исследований. Для этого к 2024 году обновится 50% приборной базы ведущих научных организаций, в 1,3 раза увеличится число российских и зарубежных ведущих ученых, а доля молодых исследователей вырастет на 25%.
  • Чтобы увеличить долю молодых исследователей, к 2024 году будет выделено 7 тысяч грантов для обучающихся по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров, а обучение по образовательным программам организаций – участников НОЦ пройдут 10 тысяч человек.
  • Для того чтобы работа в России была привлекательной для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей, важно увеличивать количество научных публикаций наших ученых. Число ученых с публикациями в научных изданиях, индексируемыми в международных базах, к 2024 году должно составить 30,8 тысячи против 27,8 тысячи в 2019 году.

Мнения в тему

Ирина Долгова, заместитель председателя Правительства Алтайского края:
– Алтайский край обладает многопрофильным научным потенциалом. Сегодня край входит в Ассоциацию инновационных регионов России, лидирует в стране по удельному весу малых инновационных предприятий. У нас в крае расположен самый крупный наукоград России – город Бийск. У нас создан Федеральный Алтайский научный центр агробиотехнологий, который объединил потенциал шести институтов. Ключевой особенностью научно-исследовательского комплекса края является его практикоориентированность.

Максим Костенко, министр образования и науки края:
 «Здесь работают специалисты, заинтересованные в том, чтобы наука и высшее образование в регионе не только развивались, но и давали конкретные экономические и социальные плоды».

Марина Барышникова, заместитель исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров (Москва):
– Национальные проекты, и в частности нацпроект «Наука», запустили очень интересный и, на мой взгляд, очень знаковый процесс. Это процесс такого «внутреннего аудита», внутреннего осознания себя. И совершенно четкий посыл идет с федерального уровня на региональный: основные векторы развития переносятся в регионы. Это значит, что фактически конкурентоспособен тот, кто не будет ждать стратегического указания сверху, а, получив инструменты, фактически начинает формировать себе задачу сам.

Андрей Царев, Барнаул:
«Наука двигается мозгами и деньгами. Эти два стимула дополняют друг друга. Важно иметь хотя бы одного ученого  мирового уровня с передовыми разработками и открытиями, тогда  вокруг него все завертится. Он, как паровоз, вытянет всю алтайскую науку.

Ольга Голенко, Бийск:
«Хорошо бы разбюрократизировать научный процесс, освободить ученых и исследователей от кучи бумаг и финансовой отчетности. У них будет больше времени на чистую науку. У футболиста есть менеджер, а у музыканта – продюсер. Так и у ученого должен быть представитель для решения всех вопросов. Ну и надо уйти от порочной практики, когда   маститые профессора просто так присасываются соавторами к молодым ученым, как ракушки к кораблю.

 
Фоторепортаж
Блоги