Платёжная дисциплина

15:00, 19 мая 2017г, Общество 1402


1
1

Министерство энергетики РФ выступает за введение уголовной ответственности за незаконное подключение к электросетям, а Федеральная антимонопольная служба поддерживает создание в регионах единых информационно-расчетных центров в сфере ЖКХ, которые позволят убрать с рынка посредников.

Безучётное потребление

Эти предложения были озвучены на «круглом столе», посвященном развитию розничного бизнеса электроэнергии, прошедшем в Москве. В нем приняли участие руководители федеральных ведомств, энергосбытовых предприятий. Алтайский край на мероприятии представляла одна из крупнейших в своей отрасли компаний Сибири – «Алтайэнергосбыт».

Ряд озвученных важнейших заявлений касался в первую очередь платежной дисциплины. Так, на федеральном уровне сейчас рассматривается вопрос об усилении ответственности потребителей за неплатежи. По оценкам экспертов, ситуация на рынке электроэнергетики по данной проблеме – критическая. В настоящее время Минэнерго страны предлагает ряд нововведений по согласованию с широким кругом экспертов.

– Это усиление ответственности местной власти за неплатежи бюджетных потребителей, – рассказал заместитель директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Андрей Максимов. – Вопросом уже занимается Минэкономразвития, соответствующий проект размещен на сайте. Второй блок касается автоматического ограничения – как счетчиков, которые могут в автоматическом режиме вводить ограничения при отсутствии платежей, так и ограничителей нагрузки. Третий блок вопросов – усиление ответственности за незаконное подключение к электросетям. Здесь мы пошли немного другим путем, чем законодатели. Отталкиваемся от опасности, которую приносит незаконное подключение к объектам инфраструктуры.

То есть за банальное воровство электроэнергии придется ответить по всей строгости. Сейчас рассматривается вероятность уголовного наказания за повторное, минимум двукратное подтвержденное незаконное подключение к объектам инфраструктуры.

Что касается Алтайского края, незаконное потребление электроэнергии делится на две части: бездоговорное (этот вопрос относится к сетевикам) и безучетное, которое является проблемой как раз для сбытовых компаний. Ежегодно сетевыми компаниями на территории деятельности «Алтайэнергосбыта» составляется более 2 тысяч актов о безучетном потреблении. Доначисления по таким актам для населения весьма серьезные, они составляют в среднем от 30 до 200 тысяч рублей. С нынешнего года система расчета изменилась. Она будет несколько меньше (20 – 120 тысяч рублей), однако в любом случае воровство электроэнергии обойдется дорого – не менее 10 нормативов.

– Особенно остро проблема безучетного потребления стоит в сельской местности, – говорит заместитель генерального директора компании «Алтай-
энергосбыт» Сергей Петров. – Есть те, кто это делает по незнанию, а есть и те, кто специально. Мы работаем с населением, стараемся объяснять очевидные вещи. Но не всегда есть результат. Значит, нужно ужесточать требования. Почему за любую другую кражу ответственность предусмотрена, а в случае с электроэнергией – нет?

Сложно, но нужно

Проблема с платежной дисциплиной стоит на повестке дня постоянно. Заместитель председателя комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по ЖКХ Марина Файрушина отметила, что на 31 декабря 2016 года задолженность за электроэнергию в России составляла 210 млрд рублей. Основные долги – у населения и предприятий ЖКХ. Руководством страны уже принят целый ряд решений. Во-первых, ведение лицензирования энергосбытовой деятельности, которая позволит сделать прозрачными финансовые потоки, показать, куда направляются средства, полученные в результате деятельности гарантирующих поставщиков. Лицензирование должно повысить ответственность компаний.

Но особую надежду в улучшении платежной дисциплины связывают с внедрением в регионах страны единых расчетных центров в сфере ЖКХ. Их создание позволит исключить посредников, которые сегодня задерживают на своих счетах платежи от населения, предназначенные для гарантирующего поставщика.

– Средства своевременно не доходят до гарантирующих поставщиков, – подчеркивает заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Виталий Королев. – То есть в сфере ЖКХ должен появиться свой эталон в обеспечении системы прозрачности платежей, доставке средств потребителей до гарантирующего поставщика. Мы, как тарифный орган, настаиваем на том, чтобы как можно большее количество платежей поступало тем, кому они должны действительно поступать без всяких задержек. Тем более электроэнергетика – область уникальная. Население за эту строку в квитанции по жилищно-коммунальным услугам платит близко к 100 процентам в большинстве регионов страны.

В настоящее время представители рынка электроэнергии отмечают, что нередко предприятия ЖКХ и управляющие компании ведут себя недобросовестно.

– Поэтому мы объединяемся со многими ресурсными компаниями, администрациями регионов и представляем механизм, способствующий очищению рынка, – рассказал руководитель блока стратегии и инвестиций компании «Интер РАО» Ильнар Мирсияпов. – Единые расчетные центры – это проект, который себя оправдывает. К нам подтягиваются также и газовики. Нас поддерживают в федеральных ведомствах. То, что делается сегодня, только первый этап реализации проекта. Необходимо масштабное региональное внедрение этого механизма.

То есть единые расчетные центры – новое качество обслуживания потребителей. Они должны способствовать обеспечению невозможности использовать деньги потребителей не иначе как адресно доставить тому, кто продал услугу. В состав единой квитанции могут войти платежи за газ, уборку мусора, обслуживание лифта, электроэнергию, тепло, воду.

– Исключение из системы посредников должно сделать ее прозрачной, а механизм единых расчетных центров позволяет вообще не прикасаться к этим средствам – платежи проходят напрямую через спецсчета, – добавляет Ильнар Мирсияпов. – Для потребителей же суммарно происходит снижение стоимости обслуживания.

Единые расчетные центры уже успешно работают в Московской и Ленинградской областях, ряде других регионов. В Алтайском крае его пока нет, но представители энергетического рынка отмечают, что он необходим.

– На территории региона несколько крупных гарантирующих поставщиков и больше 600 тепловодоснабжающих компаний, – поясняет заместитель генерального директора компании «Алтайэнергосбыт» Сергей Петров. – В этом заключается сложность. Но некое подобие единых расчетных центров есть в Барнауле, Бийске, Рубцовске. Подключить всех к единой системе будет не просто. Мы находимся в более выгодной ситуации, потому что преимущественно работаем напрямую с населением (потребителями электроэнергии). Управляющих компаний у нас мало. Но даже среди тех, которые есть, выполняющих свои обязательства полностью – меньшинство. Как правило, они предпочитают задерживать деньги на счетах. У нас большая проблема с тепловодоснабжающими организациями, которые, получая деньги от населения за тепло и воду, не рассчитываются за потребленную электроэнергию, и такой задолженности у нас уже более 500 млн рублей.

Между тем организовывать единые расчетные центры нужно. Пока каждый самостоятельно решает проблему с неплатежами. Единый расчетный центр способен помочь в этом, но создавать его необходимо в сотрудничестве с другими гарантирующими поставщиками. В первую очередь для обеспечения прозрачности платежей.

Фоторепортаж