Почему люди верят аферистам, обманывающим их по телефону или в Интернете

06:49, 03 февраля 2021г, Общество 1578


Почему люди верят аферистам, обманывающим их по телефону или в Интернете Фото №1

Не проходит и дня, чтобы кто-то из жителей Алтайского края не попался на удочку дистанционных аферистов. По крайней мере, создается такое впечатление, ведь сообщения о подобных преступлениях появляются очень часто.

Товарищи по несчастью

Когда узнаешь об обстоятельствах очередного дистанционного мошенничества, иногда оторопь берет. Ну как люди продолжают верить наглецам, обманывающим их по телефону или в Интернете? Под гипнозом, что ли, они?..

Вот одна из свежих историй. 79-летний барнаулец поверил, что какой-то незнакомец, представившийся биржевым аналитиком, обеспечит ему приличный заработок на фондовой бирже.

С ноября 2020-го по январь 2021 года пенсионер внес 21 755 рублей на депозитный счет для игры. После этого мужчину обрадовали, сообщив, что он сыграл успешно – заработал крупную сумму. Но тут-то и началась любимая песня аферистов – «хочешь получить, сначала заплати». Мол, для того чтобы вывести выигрыш со счетов, необходимо перевести довольно крупные суммы в качестве комиссии, налога, страховки и прочее. Пенсионер поверил в это и несколькими переводами вносил деньги на электронный кошелек. После каждого сообщал биржевому аналитику поступающие ему СМС-коды… Сумма причиненного ущерба составила 436 755 рублей.

Сейчас полицейские выясняют все обстоятельства произошедшего.

Возможно, если бы пострадавший, прежде чем начать плотно общаться с брокером-«благодетелем», прочитал в том же Интернете, где хотел заработать, о случаях обмана при обещаниях выигрыша на фондовой бирже, то был бы осторожнее. Ведь с апреля прошлого года полицейские Югры ищут мошенников, обманувших пенсионера из Пыть-Яха. Он отдал 4 млн рублей неизвестным, пытаясь вывести деньги с биржи. По данным полиции, 65-летнему жителю Пыть-Яха позвонил мужчина, представился брокером и предложил вступить в фондовую биржу, где можно приобрести иностранную валюту и заработать деньги. При этом звонивший заверил, что лично будет курировать весь процесс, обучать, подсказывать и помогать.

Брокер рассказал мужчине о большой выгоде при покупке иностранной валюты на фондовой бирже. Не понимая всех программ и системы работы там, пенсионер полностью доверился брокеру, которому дал доступ в свой интерфейс персонального компьютера и сообщил все свои данные, направив через WhatsApp фотографии своих банковских карт, логины и пароли для входа в личный кабинет. А также сообщал разовые пароли, приходившие СМС-сообщениями на мобильный телефон.

Путем удаленного доступа брокер производил ставки по сделкам на золото, нефть, газ, а также приобретал криптовалюту, а его «опекаемый» подтверждал все СМС-сообщения, которые приходили ему. В результате с банковской карты у него было списано более миллиона рублей. Через две недели мужчина увидел, что его прибыль от ставок составила 5,6 млн рублей и решил вывести все деньги с биржи, в ответ его попросили оплатить налог на данную сумму и продиктовать коды из СМС-сообщений. В результате с карты игрока было списано еще около 3 млн рублей.

Может быть, у этих товарищей по несчастью вообще одни и те же обидчики? Такое не исключено, ведь аферисты, освоившие новые информационные технологии и искусство играть разные роли в телефонных переговорах, не знают границ ни территориальных, ни моральных. 

Как чёрная дыра

По некоторым данным, в 2020 году телефонные и онлайн-мошенники смогли выманить у доверчивых собеседников порядка 150 млрд рублей. Из них 66 млрд приходится на доходы псевдобанковских сотрудников. Дороже всего обманутым россиянам обошлись разговоры с фиктивными медработниками – они выманивают более 50 тыс. рублей с человека.

По регионам цифры разнятся. Если в Алтайском крае за прошлый год, как мы уже сообщили, у жителей выманили 515 млн рублей, то, например, в Татарстане жителей в 2020 году обманули более чем на 800 млн рублей.

На Алтае, как сообщила «АП» руководитель пресс-службы ГУ МВД России по краю Светлана Ляпунова, также распространены мошенничества, совершаемые с номеров 8800 и 495, которые люди воспринимают как горячие линии банков.

Злоумышленники сообщают, что являются сотрудниками службы безопасности банков, что якобы со счета собеседника произошло несанкционированное списание денег, либо будто карта заблокирована. Просят назвать ее реквизиты, пароль CVC и коды доступа, пришедшие по СМС. Таким образом получают полный доступ к счету и похищают деньги.

Кроме этого, потребителей обманывают при сделках купли-продажи, которые заключаются через Интернет. Выставляют объявления, покупатели перечисляют оплату или аванс за товар. После этого телефоны липовых продавцов оказываются недоступными, а объявления исчезают. Либо обратная история: желая продать что-либо, человек размещает объявление в Интернете, а ему звонят мошенники, якобы для того, чтобы перевести аванс. Люди сами сообщают им коды и пароли доступа к счету и в результате лишаются сбережений.

Есть случаи взлома страниц в социальных сетях, когда приходят письма от имени знакомых с просьбой занять деньги. Популярен такой вид мошенничества, как предложение помощи для оформления кредита. Пожилым людям часто предлагают купить медицинские приборы либо БАДы, после чего в базе остаются их персональные данные и номера телефонов. Через некоторое время им вновь звонят потенциальные мошенники и говорят, будто им положена компенсация за приобретенный некачественный товар либо БАД. Но за нее предлагают перечислить на чужие счета достаточно приличные суммы. В надежде получить большее пожилые люди лишаются своих сбережений.

Кстати, в специализированных подразделениях по документированию и расследованию дистанционных мошенничеств и краж с банковских карт отмечают обнадеживающую тенденцию. Всё больше людей не поддаются на уловки мошенников. В 2019 году было поставлено на учет 542 преступления в этой сфере (преступления, квалифицированные через ч. 3 ст. 30 УК РФ – покушение). Это когда люди, выслушав аферистов, не поддались на их уловки, а обратились в полицию. В минувшем году их количество возросло до 983.

А что в суде?

То, что население все-таки становится бдительнее и вовсе не всегда злоумышленникам удается получить желаемое, заметно и по уголовным делам. Например, как рассказал прокурор апелляционного отдела прокуратуры края Алексей Гаголкин, рецидивист из Новосибирска, обзванивавший барнаульских пенсионеров, в прошлом году добился успеха в пяти случаях. А семь раз потерпел неудачу.

Как это происходило? Вот история одной из пострадавших. В квартире женщины на Павловском тракте установлен стационарный телефон. В один из осенних дней раздался звонок. Хозяйка взяла трубку и услышала мужской голос. Звонивший, представившийся сыном, сказал, что находится в больнице, потому что разбился на автомобиле. У него, мол, в носу ватные тампоны, так как он травмирован, поэтому голос его трудно узнать. Говорил, что по его вине человек сломал ногу, что вместе они находятся в больнице, просил 30 000 рублей для примирения с пострадавшим. Иначе его привлекут к ответственности. Сказал, что передает трубку инспектору, и далее стал общаться с ней от имени инспектора. Неоднократно звонил потом… В итоге пенсионерка перечислила 10 тысяч рублей – больше у нее не нашлось.

А затем женщина выяснила, что с ее сыном всё хорошо и ни в какие ДТП он не попадал… Пока афериста задержали, тот успел обмануть еще четверых барнаульских пенсионеров. Кого-то и на более крупные суммы. Общий ущерб составил около 100 тысяч рублей.

Теперь мошеннику предстоит провести 4 года 6 месяцев в колонии строгого режима.

Не каждый раз шли на поводу у злоумышленника из Краснодара наши таксисты, которых тот выбрал в качестве своих жертв. Этот ранее судимый мужчина, выяснив адрес ГИБДД Алтайского края, телефоны служб такси, звонил и делал заказы. Представлялся то руководителем службы, то начальником отдела, просил привезти коньяк, конфеты. Говорил, будто бы к нему приехали проверяющие и сам он не может выйти в магазин. А через некоторое время перезванивал, заявлял, что покупать уже ничего не надо. И уговаривал таксистов перевести деньги на номера телефонов, которые называл. Не все откликались на такие просьбы. Но один из таксистов, студент вуза, подрабатывающий в этой службе, поверил и лишился 12 тыс. рублей, что стало для него значительным ущербом.

Алтайские полицейские задержали любителя устраивать такие спектакли, съездили за ним в Краснодар. Когда дело дошло до суда, родственники афериста полностью возместили ущерб доверчивому студенту. А сам телефонный мошенник осужден на 2 года 6 месяцев колонии строгого режима.

Что касается судебной практики, то обычно дистанционные мошенники отправляются «за колючку» на реальные сроки. Большинство из них уже бывалые сидельцы. Но возвращаться в места заключения они не любят. Пишут жалобы в вышестоящие инстанции, правда, желаемого для себя результата не получают.

А в Омской области, к примеру, 23-летнему мошеннику сначала дали условный срок за то, что он совершил 31 мошенничество. Он похитил деньги у жителей Тюмени, Тобольска, Оренбурга, Читы, Твери и других городов России. Всего около 320 тыс. рублей. Он выкладывал объявления о приобретении запасных частей к автомобилям, а потом присваивал предоплату. В общем, известная схема. Затем парню заменили срок на реальный, но молодой аферист сбежал. Теперь объявлен в розыск…

Если изучать историю появления дистанционных «разводов на деньги», то зародилась она в местах заключения. В Интернете уже есть воспоминания «первопроходцев»… Теперь уже ремесло стало популярным не только среди них. Деньги кажутся легкими, к тому же обманщик не видит лица своей жертвы. И дальние расстояния, возможность «путать следы» с банковскими картами и сим-картами создают иллюзию безнаказанности. Но и самые изощренные криминальные актеры все-таки оказываются на скамье подсудимых. Другое дело, что вернуть деньги тем, у кого они их отняли, не всегда могут – уже всё истратили. Поэтому лучше в их сказки не верить с самого начала.

Важные правила

Нужно быть бдительными и обязательно перепроверять поступившую информацию. 

Прекратить разговор со звонившим и самому позвонить на горячую линию банка либо родственнику, от имени которого звонят.

В социальных сетях использовать сложные многоступенчатые пароли, чтобы страницу не взломали.

При продаже-покупке через Интернет нужно внимательно изучать страницу продавца.

При просьбе занять деньги на странице в социальных сетях проверять достоверность такого письма. Нужно обязательно переспросить у знакомого или близкого человека, который входит в круг друзей вашего аккаунта и от имени которого пришло сообщение. 

Ни при каких обстоятельствах нельзя передавать посторонним сведения о своих счетах и банковских картах, а также не совершать никаких действий со своими картами и вкладами, о которых просят незнакомцы по телефону. При возникновении любых вопросов либо сомнений необходимо проконсультироваться непосредственно в отделении банка, позвонить на горячую линию кредитной организации, уточнить сведения по телефону доверия полиции, обратиться в ближайшую дежурную часть или даже к сотруднику полиции, которого вы увидели на улице.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж