Почему не все могут стать предпринимателями, и как относится общество к бизнесу

14:53, 03 июля 2018г, Экономика 2102


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

О том, почему не все могут стать предпринимателями, и об отношении общества к бизнесу рассуждает Ника Базилевская, управляющий партнер в Центре предпринимательских компетенций «Системы Роста» (Москва). Вот уже несколько лет она приезжает к нам на Алтай на молодежный управленческий форум «Алтай. Точки Роста» не только передавать опыт ведения бизнеса молодежи, но и постигать новую формацию молодежи.

– Ника, АТР – фабрика звезд, но сколько из этих ребят пойдет в бизнес?

– Те, кто заявился с сырыми проектами на АТР, после форума попадут в свою привычную среду и восторг пройдет через две-три недели. В результате большинство, когда придет срок, пойдет наниматься на работу. Процентов пять из тех, кто сюда приехал, скорее всего, станут реальными предпринимателями. И процентов пятнадцать имеют шанс стать хорошими менеджерами и управленцами. Остальные станут рядовыми офисными работниками. Для последних важно найти свой путь развития и не превратиться, образно говоря, в офисный планктон. Чтобы процент предпринимательства стал больше, начинать надо со школы. С талантливыми детьми должна вестись системная работа, и не только на уровне администрации края. Это совместная работа опытных бизнесменов, предпринимателей и чиновников. На уровне государства важно пропагандировать предпринимательство, поощрять тех, кто готов встать на предпринимательский путь.

– Зачастую малый бизнес недоволен тем, что для него делает государство, так как по-прежнему много административных препон для развития собственного дела, высокие налоги, непродуманное законодательство. В какую сторону должны развивать отношения малый бизнес и государство?

– Здесь две проблемы. Во-первых, у государства нет понимания, что ресурсы страны не ограничиваются земельными и природными и что люди – это основной ресурс, а предприниматели – самый прогрессивный человеческий капитал для развития государства. У нас принято считать, что люди – это механизмы, которые нужно крутить посильнее, чтобы отжать побольше. На самом же деле предприниматели – это те, кто сумел взять ответственность не только за себя, но и за других людей, не перекладывая ее на государство. И укоренившуюся систему отношения к предпринимателям нужно менять. Во-вторых, нужно изменить идеологическую основу, навязываемую обществу по отношению к предпринимателям. На телевидении, радио, в кино выставляют предпринимателя как барыгу, спекулянта, человека, нарушающего законы. Все популярные сериалы на этом закручены. При этом есть парадокс. Государство уже много лет стремится поддерживать малый и средний бизнес, на это выделяется огромное количество бюджетных средств. Все хотят, чтобы у нас доход предпринимателей в ВВП был как в Германии – 60 – 80 процентов. Наверху что-то пытаются изменить, но на местах не понимают как и зачем.

Когда предпринимателей начнут ценить в обществе, будут изменения в идеологии, будет давать свои плоды и поддержка со стороны государства. Только тогда можно будет оценить эффективность расходования бюджетных средств на поддержку предпринимательства.

На мой взгляд, в настоящий момент механизмов для развития предпринимательства нет. В Москве есть несколько институтов развития, которые в этом направлении работают, но в масштабах страны это капля в море.

Другая оборотная сторона проблемы – большинство реальных предпринимателей не любят пользоваться господдержкой, потому что отчеты, которые нужно будет составлять, не стоят тех денег, которые выделяются государством. Иногда наблюдаешь такую картину на грантовых конкурсах: в зале сидят те, у кого есть реальные бизнес-проекты, но предприниматели с ними не заявляются. Они рассуждают так: зачем брать деньги у государства, если есть риск сесть за неправильно сданный отчет?

– Мы всегда живем с оглядкой на Европу. Там-то малый бизнес процветает. Почему?

– Ментальность другая. У них десятилетиями формировался имидж предпринимателя, развивался семейный бизнес от поколения к поколению. Они вне этого себя не представляют. Да и там не так популярны госслужба и работа в фискальных органах, как у нас. Опять же, идеология другая, другая образовательная система с другими ориентирами. Об образовании даже говорить не хочется: отдельная и непростая тема, в которой много системных проблем, в том числе отражающихся и на нашей экономике, и на предпринимательстве в том числе.

– Сейчас все увлечены цифровой экономикой.

– Да, правда, не все понимают, что это такое. Когда ажиотаж спадет и придет осознание того, что в цифровой экономике ключевое слово «экономика» и только осознание макроэкономических процессов позволит как-то отстроить свой бизнес, все наладится у нас в стране, особенно в малом и среднем бизнесе. Пока это понимают единицы. Также очередной хайп – цифровые платформы, которые значатся в «дорожных картах» по развитию цифровой экономики в большом количестве. У нас в России есть цифровые платформы, но все они наши, локальные. Те же сервисы «Яндекс». Они функционируют пока внутри нашего экономического контура, да и шансов выйти на международную арену у них почти нет. Платформы же мирового гиганта «Али-Баба групп» сразу выстраивают свое развитие с ориентацией на мировую экспансию. Например, у нас они уже интегрированы, в том числе и через «Почту России». Наш региональный ретейл в стагнации, поскольку количество посылок, заказанных россиянами на сайтах «Али-Баба групп», значительно выросло. Пустующие площади в торговых центрах в Москве для меня показатель того, что мы постепенно переходим на онлайн-потребление. Еще показатель – моя семья. Раньше только дочь заказывала через Интернет одежду, гаджеты. За последний год и мои родители научились пользоваться этими услугами. Я тоже дочку прошу заказать по Интернету все, что нужно: от продуктов и одежды до бытовой техники и мебели.

– У вас всегда такой плотный график работы, высокий темп жизни. Как вы отвлекаетесь, отдыхаете?

– Вот здесь, на АТР, например. Езжу на Алтай уже четвертый год. Чтобы неделю здесь побыть, отвлечься. Три недели до форума работаю в усиленном режиме над тем, чтобы решить вопросы, которые сложно будет решить удаленно. Хотя и тут Интернет и современные технологии выручают. Уже все оперативное управление бизнесом в смартфоне. Если возникают важные вопросы и необходимость поработать с документами, то всегда под руками мобильный офис в виде ноутбука. Одним словом, мир очень быстро меняется. Важно успевать за всеми изменениями, чтобы поддерживать и развивать бизнес. Но и не забывая о саморазвитии.

Фоторепортаж