Почему стоит посмотреть фильм «Территория», снятый режиссером Александром Мельником

13:59, 13 апреля 2018г, Культура 2329


1
1

В апреле и мае 1974 года в журнале «Наш современник» был впервые напечатан роман «Территория» Олега Куваева. Книга выдержала 30 переизданий, по ней было снято два фильма. Последняя версия, снятая в 2014 году режиссером Александром Мельниковым, попалась мне на глаза.

Сразу о нестыковках: действие фильма происходит в 60-е годы. Не совсем понятно, зачем нужно было переносить время действия (у Куваева это сороковые), если общий посыл «страна восстанавливается после войны, нужно много золота» остается прежним. Понятно, что любой стране и в любое время много золота как минимум не помешает, однако столь вольная интерпретация мешает логичному восприятию происходящего на экране.

Итак сюжет: советская Чукотка. Старший инженер Чинков (Константин Лавроненко) ищет олово (оно как раз было востребованным во время войны), однако в настоящее время стране нужен другой металл, и он в обход приказов начальства требует от подчиненных, чтобы они искали золото. Шаг рискованный, так как в случае неудачи вполне вероятно придется заплатить карьерой, а то и свободой, однако в случае удачи…

Несколько геологов отправляются в экспедиции по поиску золота, в том числе одиночные. Наверное, этот фильм можно воспринимать как некую сагу о жизни и работе рудоискателей, ведь линия «кабинетной войны», достаточно четко прописанная в книге, в экранизации практически не нашла места. Оно и понятно – природные съемки гораздо интереснее и операторам, и зрителям, чем кабинетные. Однако нет. И так его не воспримешь. Так как достаточно рваный сюжет автора, режиссер «порвал» еще сильнее, выбрав, несколько неудачно фрагменты для фильма.

Чего только стоит сцена женитьбы Володи Монголова,  на которой узнают о смерти Катинского. Момент прочувствованный, однако так и не пояснено,  что этот человек значил для геологов, почему о его смерти сообщили вот таким образом. Впрочем, затем Монголов тащит молодую жену на тракторе (вдвоем) в тундру, на замерзшую реку, и гибнет сам. Жену спасают. Чтобы разобраться, что случилось с бывалым геологом, приходится лезть в Интернет, в самом фильме на этом в судьбе героя и его жены стоит точка.

Во время одиночной экспедиции еще один герой – бывалый геолог Баклаков зачем-то заходит в реку прямо в одежде. Затем не может высушится и, естественно, заболевает. Спасает его старый якут. Надо сказать, он вообще практически ангел-хранитель экспедиции, так как имеет свойство появляться в том месте, где необходима его помощь. А участники эпопеи беспрестанно-то голодают без припасов и замерзают в снегу, то ломают ноги на горных склонах, то вдруг ни с того ни с сего стреляют друг в друга.

Последняя сцена почти из окончания фильма. В одной из экспедиций, когда Баклаков считает, что нашел необходимую руду, Седой – из «завязавших» неожиданно стреляет в него и уходит с пистолетом в руке и без припасов. Что это было и зачем, режиссер предпочитает не пояснять. Даже обычно по фильму навязчивый рассказ еще одной героини журналистки (Ксении Кутеповой), пояснявшей зачем-то очевидные вещи и многое из происходившего на экране, дублируя сцену еще и голосом, тут тоже молчит. По идее напрашиваются две возможные линии – «золотая лихорадка» и измена Родине. Однако оба этих сюжета требуют проработки, а ее-то и нет.

Из-за отсутствия кабинетной линии в фильме нет стержня. Почему события происходят так, а не иначе понять довольно сложно. Они не просто разрознены, но еще и разнесены по времени. Так что зрителю приходится постоянно соображать, насколько отнесены друг от друга события.

Наконец, о музыке, которая сопровождает фильм. Отдельно от экранизации романа, основная тема «Баллада о детях Большой Медведицы» известна и любима многими. Вот только она о море. И монолог журналистки о жизни по мечте, который пытается привязать песню к фильму, этого противоречия не стирает. Титры вообще идут под «Колыбельную четырех дождей». Крайне неожиданно и еще более не в тему, чем предыдущая.

Вобщем, говорить можно много, в том числе о подборе актеров, похожих друг друга, причем настолько, что зрителю поначалу очень трудно разобрать, какой из героев перед ним, учитывая, что характеры основных персонажей тоже практически под копирку…

Тем не менее этот фильм стоит посмотреть из-за великолепной операторской работы. Все богатство северного края в зимние, летние и осенние-весенние там показаны со вкусом и размахом. Правда, желающим посмотреть его, стоит вначале все же прочесть роман. Чтобы по ходу ориентироваться, почему вам показывают этот эпизод.

Фоторепортаж