«Помогите мне… Я страшно богат!»

17:12, 19 октября 2017г, Общество 1955


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

С мультимедийным проектом, посвященным жизни и деяниям Иннокентия Сибирякова, познакомились уже многие жители нашего края. Стартовал он в прошлом году. Иркутск, Калуга, Санкт-Петербург, Москва… Барнаул не мог не оказаться одной из точек маршрута: наш город также многим обязан Иннокентию Михайловичу.

Фильм «Иннокентий Сибиряков. Помогите мне… Я страшно богат!» был создан в 2016 году в ознаменование 1000-летия русского присутствия на святой горе Афон компанией «РусьТелеФильм» (по заказу К.В. Голощапова). Эту киноленту до 28 октября все желающие бесплатно смогут посмотреть в Барнауле, селах Быстрый Исток, Кулунда, Поспелиха.

Одними из первых кинокартину увидели священнослужители и семинаристы Барнаульской духовной семинарии. Также они встретились со съемочной группой фильма. На следующий день гостей ждал выставочный зал музея «Город». В его экспозиции посетители смогли увидеть костюмы и реквизит, использованные на съемках, а также фотовыставку – на ней были представлены снимки, сделанные на святой горе Афон.

... Щедр был Сибиряков, немалые деньги выделял на строительство церквей и монастырей, на научные, культурные и образовательные проекты, являлся попечителем благотворительных организаций. Многие города Сибири открывали свои первые музеи, школы, библиотеки на средства этого мецената. Многим страждущим – студенческой молодежи, вдовам, сиротам – помог он тоже. Последние шесть лет жизни Иннокентий Сибиряков посвятил духовному служению, приняв монашеский постриг. Его считают главным благоустроителем русского Свято-Андреевского скита на горе Афон.

Жизнь долгая

Открывшая мероприятие директор музея «Город» Наталья Вакалова отметила, что реализация мультимедийного проекта в нашем крае стала возможной благодаря инициативе правительства края. Она же зачитала приветственное слово министра  культуры В. Мединского. В нем, в частности, говорится: «Отрадно, что сегодня все больше кинематографистов стремится создавать осмысленные, призывающие к нравственному и духовному развитию фильмы, нередко обращаясь при этом к сюжетам из прошлого».

Начальник управления по культуре и архивному делу Елена Безрукова также отметила важность обращения к теме:

– События, о которых рассказывается в фильме, – сказала она, – произошли век назад. История всегда условна, события жизни человеческой и общества возвращаются по спирали. Сейчас расслоение общества на людей очень и… не очень богатых существенно. Есть те, кто имеет значительные ресурсы, но не ставит перед собой ни социальных, ни общечеловеческих, ни гуманитарных задач. Потому важен рассказ о таком человеке, как Иннокентий Сибиряков…

Генеральный продюсер компании «РусьТелеФильм» Юлия Иванова была удивлена: впервые презентацию проекта посетило духовное лицо столь высокого чина. Митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий осмотрел экспозицию и, как всегда, донес до сознания и сердец внемлющих как будто бы простые, но такие важные истины:

– Богатство для нас с вами, с одной стороны, вожделенно, с другой – опасно, – сказал он. – Потому что богатым войти в Царство Божие весьма трудно – легче верблюду пройти в игольное ушко. Да, Иннокентий Сибиряков прожил совсем немного. Но для доброго человека – достаточно, чтобы сделать самое важное дело на земле. Он оставил после себя и здания, и учреждения, стал божьим человеком, наследником вечной жизни – что же еще требуется от нас?

Понять феномен

Представители съемочной группы до презентации экспозиции и творческих встреч в Барнауле успели побывать в Бийске и Сростках. И Юлия Иванова поделилась своим открытием:

– В Сростках мы посетили музей, дом Шукшина, поднялись на гору. Вы знаете, теперь я начинаю понимать, откуда произошел феномен Шукшина. Потому что мои предки с есенинской земли. А такие люди, как Шукшин и Есенин, они рождаются от этой земли. Рождаются там, где девять уровней горизонта, где такие горы, где, наверное, еще на детском уровне меняется сознание…

Для меня очень многое стало понятно. И то, почему Шукшин первые свои фильмы снимал на родной земле, – она ему помогала, он напитывался энергией. Я была от Шукшина далека раньше… А теперь понимаю, почему его взяли в институт кинематографии: я читала его вступительное сочинение – очень зрелое, яркое эссе молодого мудрого человека. Уже тогда это был самородок. Он, человек от земли, понимал, какие в то время нужны были фильмы. Потому что большая часть населения была такой, как его земляки.

Я впервые была в Барнауле. Нам провели экскурсию по его храмам. Мы поднимались на смотровую площадку. Меня поразила архитектура: подобных асимметричных башенок я не видела нигде. Поразил цвет города – деревянные темно-коричневые строения. Поразила неспешность. Люди, которые используют в обиходе мед, травы, облепиху, они не могут быть поверхностными, суетливыми. И это очень важно, особенно сейчас, когда большая часть народа живет в мегаполисе. Там они и рассуждают методой мышления мегаполиса: одноразовыми становятся посуда, планы, отношения – жизнь…

То, что фильм наш принимают в Барнауле очень тепло, для меня это даже естественно. Потому что ваш зритель очень мудрый, воспитанный на Шукшине, не поверхностный, знающий нюансы отношений. Он такой настоящий, ваш зритель!

Находка

Юлия Иванова призналась, что, к сожалению, о Сибирякове известно очень мало. «Мы делали фильм, основываясь исключительно на документальных материалах, имеющихся в Петербурге и Иркутске», – отметила она. И тут пришел мой черед ее удивить. То, что Иннокентий Сибиряков жертвовал средства Обществу попечения о начальном образовании, на строительство здания Народного дома, учредил «Дом трудолюбия», общеизвестно. «А знаете ли вы, – обратилась я к продюсеру, – что автором памятника Ядринцеву в Нагорном парке был Константин, брат Иннокентия Сибирякова?..»

Более 600 тысяч рублей потратил великий подвижник на издание научной и художественной литературы. И именно благодаря средствам Сибирякова вышли в свет книги Ядринцева «Сибирь как колония» (СПб., 1882) и «Сибирские инородцы, их быт и современное положение» (СПб., 1891). Известно, что Константин Сибиряков знал Ядринцева лично.

Памятник Ядринцеву был торжественно открыт на Нагорном кладбище через 10 лет со дня смерти писателя. Он был построен на добровольные пожертвования барнаульцев и петербуржцев. Описание работы К. Сибирякова впечатляет. Увы, впечатлило «творение» и вандалов, причем не в тридцатые годы прошлого века, а гораздо раньше: уже через несколько лет после установки исчезла с плиты золоченая лавровая ветвь, были сорваны бронзовые венки, пропал и бронзовый бюст. Прискорбный вывод о раннем вандализме можно сделать, сравнив сохранившиеся фотографии аутентичного памятника и новодела. Оценить мастерство скульптора Сибирякова мы не сможем… В современном бюсте сложно уловить даже портретное сходство.

Светлана АЛЕКСАНДРОВА

 
Фоторепортаж