Как в Барнауле открылся IV Всероссийский молодежный театральный фестиваль им. В. С. Золотухина

12:56, 21 сентября 2021г, Культура 1157


Как в Барнауле открылся IV Всероссийский молодежный театральный фестиваль им. В. С. Золотухина Фото №1
Как в Барнауле открылся IV Всероссийский молодежный театральный фестиваль им. В. С. Золотухина Фото №2
Как в Барнауле открылся IV Всероссийский молодежный театральный фестиваль им. В. С. Золотухина Миниатюра №3
Как в Барнауле открылся IV Всероссийский молодежный театральный фестиваль им. В. С. Золотухина Миниатюра №3

Фото Олег БОГДАНОВ

В минувшую субботу в Барнауле открылся IV Всероссийский молодёжный театральный фестиваль им. В. С. Золотухина.

Как и многое в нашей жизни, он должен был состояться в пандемическом 2020-м, зато в этом году вписался в план мероприятий, посвященных 80-летию народного артиста России Валерия Золотухина.

Два спектакля в день

Как рассказала министр культуры края Елена Безрукова, у оргкомитета и дирекции фестиваля были сомнения, в каком формате его проводить, поскольку театральные и концертные организации в стране по-прежнему работают с 50-процентной наполняемостью залов. «Тем не менее было принято решение проводить его в очной форме, потому что фестиваль – это все-таки праздник, встреча людей и возможность показать спектакли зрителю. И онлайн-формат этого всего не заменит», – сказала министр.

Для председателя жюри, известного театроведа, критика Елены Ковальской это и вовсе первый фестиваль после начала пандемии – «праздник вдвойне»:

– Я не в первый раз в Алтайском крае, была здесь в качестве куратора, эксперта фестиваля «Золотая маска». Барнаул – известная театральная столица России. А несколько лет назад на первом Золотухинском фестивале Центр им. Вс. Мейерхольда, где я работаю, представлял собственный спектакль, и для меня сейчас огромная честь возглавлять жюри.

Ковальская признается, что судить будет непросто: в конкурсную афишу вошло 11 постановок, так что отсматривать придется по два спектакля в день. Большинство сыграют на сцене Молодёжного театра Алтая, еще три – в Музыкальном театре, и один на собственной сцене представит краевой театр драмы им. В. М. Шукшина. 12-я постановка в афише – спектакль «Горка» режиссера Данила Чащина идет вне конкурса, зато привезет ее родной для Валерия Золотухина московский Театр на Таганке.

– По опыту предыдущих фестивалей я уверен, что это будут яркие, впечатляющие события, – сказал на торжественном открытии губернатор Виктор Томенко. – К сожалению, пока еще действуют некоторые ограничения и невозможно устроить аншлаг на всех спектаклях. Но те, кто попадет на показы, уверен, получат самые приятные эмоции.

Классика и современность

Спектаклем открытия стала «Обыкновенная история» Кемеровского театра для детей и молодёжи. Режиссер Ирина Латынникова (ее постановки не в первый раз участвуют в Золотухинском фестивале) перенесла героев романа Ивана Гончарова из середины XIX века в наши дни, «засеяла» половину сцены искусственной травой и превратила наивного юного помещика Александра Адуева (актер Сергей Синицын) в обычного обитателя современной деревни.

Ведомый рекламными слоганами вроде «Бери от жизни всё», он едет со спортивной сумкой и большим пакетом в Петербург, чтобы достичь там успеха, как это уже сделал в свое время его высокопоставленный дядя Пётр Иванович (Фёдор Бодянский), деловитый циник, не расстающийся с ноутбуком. Надо ли говорить, что на этом пути Сашу ждут жестокие разочарования? И наиболее болезненным станет разочарование в самом себе.

Несмотря на то, что буквальный перенос действия в современность работает с большой натяжкой (и деревня уже не та, и Петербург больше не столица империи, и обращения «дядюшка» и «маменька» у нынешней молодежи не в ходу), кое-что в этом вечном сюжете об утрате иллюзий провинциала в столице срабатывает в любых обстоятельствах.

Во второй день фестиваля барнаульцы на малой сцене увидели «Тимура и его команду» из Екатеринбургского ТЮЗа. И здесь тоже не обошлось без осовременивания, но немного по-другому. Режиссер Павел Пронин назвал свой спектакль театральным обсуждением повести Аркадия Гайдара. И в основе его действительно лежат реальные встречи и обсуждение книги со школьниками, чьи реплики в неизменном виде вошли в спектакль. По сюжету ребята в классе горячо спорят о том, нужно ли вообще сегодня читать такое махровое «ретро». В процессе начинают разыгрывать ключевые сцены из книги, а самый сомневающийся из школьников примеряет на себя заглавную роль вместе с красным галстуком, чтобы в конце концов понять: Тимур и его команда – это такие советские волонтеры.

Фоторепортаж