Предвидеть и предугадывать. История «сладкого бизнеса» алтайских предпринимателей

19:55, 23 октября 2021г, Общество 1052


Предвидеть и предугадывать. История «сладкого бизнеса» алтайских предпринимателей Фото №1
Предвидеть и предугадывать. История «сладкого бизнеса» алтайских предпринимателей Фото №2
Предвидеть и предугадывать. История «сладкого бизнеса» алтайских предпринимателей Миниатюра №3
Предвидеть и предугадывать. История «сладкого бизнеса» алтайских предпринимателей Миниатюра №3

Фото Олег БОГДАНОВ

«Зарплата» – от «заработать», а в слове «предприниматель» главное – приставка «пред». Предвидеть развитие ситуации, предугадывать каждый свой следующий шаг и представлять, что будет послезавтра. У женщин это получается лучше, чем у мужчин, по мнению одной из самых опытных в крае представительниц малого бизнеса, продолжающей галерею портретов деловых дам в АП. 

Вставай и иди

Представившись: «Галина Григорьевна Швец, – наша героиня иронизирует: – … И жнец, и все остальное». По ее судьбе можно сверять историю малого бизнеса. Мал-то он мал, но половину доходов страны сегодня обеспечивает.  

«Сильная женщина» – в национальном масштабе это явление есть, пожалуй, лишь в России. Галина в семейном предприятии, выпускающем кондитерские изделия, выпечку и полуфабрикаты – локомотив. Хотя и признает: в одиночку, без родных, не справилась бы.

Когда-то супруги Швец работали в местном филиале Алтайского тракторного завода. А после банкротства предприятия, оставшись за заводскими воротами, задумались, как и чем теперь жить. Подрастали сыновья, хандрить было некогда. Супруги посадили тридцать соток картошки, завели хозяйство, а Галина примкнула к классу челноков, ездила «за товаром» с огромными клетчатыми сумками, стояла на базаре – рынком его еще не называли. Было это 25 лет назад.

В «кондитерской» нише супруги Швец стали первооткрывателями. Поначалу возили готовую продукцию «сладких» цехов Барнаула, но, просчитав и взвесив все, поняли, что сами могут делать те же торты и пирожные, и будут они свежее, вкуснее, дешевле привозных.

Вот тут-то и пригодились бухгалтерские «корочки» Галины да золотые руки Сергея. Технарь, мастер, от токарного ремесла до работы с электротехническими установками, он многое делал сам, когда семья оптимистов выкупила и восстановила на первый свой кредит, взятый на развитие, заброшенное здание бывшей столовой-кулинарии.

Законодательство в сфере предпринимательства было тогда незатейливым, и Галина справлялась с документооборотом сама. Сейчас соблюдать все фискальные законы уже невозможно без юриста-экономиста в штате. Эту часть дела, как и общение с государственными органами, Галина и Сергей возложили на взрослого сына.

Перекрёсток трёх дорог

Местоположение Тальменки на перекрестке трех дорог, с одной стороны, удобно для продвижения продукции предпринимателей и в своем районе, и по всему краю: хоть на север, в сторону Новосибирска, хоть на юг, через краевой центр. Но по той же причине и конкуренция здесь высока. В Тальменку, где и собственных брендов хватает, охотно идут пищевики из других территорий, плюс торговые сети, каждая из которых имеет свои мини-пекарни.

– Работать сложно, но за мной коллектив стоит, 27 человек, я за них отвечаю. Да и наработанное реноме помогает, люди нас знают, – рассказывает Галина. – Чтобы выстоять, мы расширили производство, наряду со сладостями делаем теперь пельмени, вареники, пирожки, беляши, чебуреки, открыли кафе. Оптимизировали маршруты поставок по району и за его пределы. Туда машины везут нашу продукцию, обратно – сырье. Все просчитано, «холостых» рейсов не делаем.

За четверть века Галина Григорьевна уверовала в то, что нельзя предпринимателю думать только о своей «кубышке», отгораживаться от мира и его проблем. Так стала депутатом местного депкорпуса, возглавила районный Совет предпринимателей, вошла в краевой по защите прав предпринимателей. Возможно, ей и впрямь «больше всех нужно». Но как еще частные предприятия, которые поддерживают сегодня многие муниципальные программы, смогут отстоять собственные интересы в условиях растущей нагрузки, включая налоговую? Природу этого явления Галина объяснила по-женски просто: «Кто везет – на том и едут». Расклад, по ее словам, невеселый:

– Вот посмотрите, кто сегодня на ногах. Мои ровесники, выходцы из 90-х. Из молодежи – лишь те, кому родители оставили налаженный бизнес. Если этой основы нет, подняться с нуля, на кредитах, очень трудно, почти невозможно. Инструментов поддержки предпринимательства в регионе хватает, однако любой финансовой организации, даже самой социально ориентированной, в качестве гарантий нужен залог или хотя бы доброе и известное в нашей среде имя. Откуда им взяться у новичка? Не случайно ведь финансисты средним «невозвратным» возрастом заемщиков считают 35 лет. Да, сейчас любой желающий может получить под бизнес-план 100 тысяч рублей и открыть свое дело. Но что можно сделать на эти деньги? Производство не наладить – точно. Разве что еще одну парикмахерскую открыть или маникюрный столик поставить в чьем-то салоне. Да только нужны ли они селам и городам в таком количестве…

Немного подумав, собеседница назвала все же ниши, где на первое время и ста тысяч может хватить, если обходиться без наемного труда и многое делать самому. Итак, лайфхаки новичкам. Пошив безопасной мягкой игрушки из гипоаллергенных материалов. Выращивание шампиньонов или вешенки в небольших помещениях. Производство носочных изделий. Изготовление недорогой – это важно для небогатого нашего края – одежды подходящего размера для людей, не вписывающихся в стандарт «эсочек» и «эмочек», или обуви для тех, кто страдает от косточек на ногах.

Портрет женщины

Казалось бы, есть идея – вперед, работай. Но, вероятно, не так это просто, если на 47 тысяч жителей района приходится немногим более тысячи тех, кто связан с бизнесом. И того меньше тех, кто в составе бизнес-сообщества ищет решение проблем, которые можно решить на уровне района. Но есть целый сонм, зависящий от краевых и федеральных ресурсов – их делегируют своему лидеру, Галине Григорьевне, чтобы голос «малого» услышали и наверху.

Одна из болевых точек – постоянный рост цен на энергию и сырье. Так, мука, основа семейного производства, за месяц подорожала на 10%.

– Я сейчас обзваниваю поставщиков. Наши, тальменские, сказали, что мельницу при цене зерна в 17, 5 рубля за килограмм даже включать не будут. Ведь в стоимость муки войдут затраты на электроэнергию, зарплату, транспортировку. Слишком дорог получится конечный продукт для потребителя – кто его возьмет? Конечно, проще гнать наше зерно в Казахстан да морем в Юго-Восточную Азию, чем заниматься тарифами и планировать экономику, – возмущаясь препонами, то и дело встающими на пути бизнеса, Галина Швец предлагает вспомнить опыт Советского Союза. Страны, где точно знали, сколько жителям регионов нужно магазинов, стройматериалов, текстиля, продуктов и т.д.

Наобум – это неправильно. Разве можно при такой нескладной системе винить малый бизнес, который мечется, как мышь под метлой, пытаясь уловить тренды. То поголовно киоски ставит, то заправки с аптеками открывает, или, как сейчас, – парикмахерские с пивнушками в каждой многоэтажке.

– Так не должно быть. Хозяйство хотя бы ориентировочно надо планировать. Тогда, возможно, не будет резких скачков цен, в сфере бизнеса рисков убавится, а комфорта, надежности и привлекательности для профессионалов добавится, – резюмирует наша героиня.  

К слову, о кадрах. Мы часто пишем о дефиците врачей, учителей и других бюджетников, чьи доходы зависят не от уровня предприимчивости, а от установленных стандартов оплаты труда. Парадокс, но бизнес, свободный по сути своей, – сколько хочешь, столько и зарабатывай, – тоже с трудом находит для себя работников. Так, два месяца Швец искали пекаря, человека не самой дефицитной профессии. Соискатели, в основном, из числа получателей льгот и пособий, первым делом приступали к торгу на тему «заработать хочу – работать не буду». Доводов разума – нельзя получать деньги ни за что, зарплата – от слова «заработать», – не дослушивали, уходили. Зачем трудиться, если государство и так бедствовать не дает? Никто не спорит, помогать малоимущим надо. Вот только излишний «социальный крен» – он не на пользу ни стране, ни тем, кто кормится от ее бесплатных щедрот.  

Сказки про сильную бизнес-леди, которая взяла да и построила в одиночку свою империю, у нас не получилось. Но, надеемся, удался портрет милой женщины с усталыми глазами в интерьере бизнеса, проблемного и малого, но такого важного для всех нас.

Фоторепортаж