«Привет от детей Алтая»

16:00, 05 марта 2017г, Общество 1625


1
1

В годы Первой мировой войны пример патриотизма на Алтае показывали дети.

С кружкой по миру…

Период Первой мировой войны продемонстрировал, что в начале XX в. в российском обществе формировалось новое понимание благотворительной деятельности, которое заключалось в осознании человеком самого себя частью гражданского общества, в личной ответственности за будущее общества и страны. Благотворительная помощь означала не просто расставание с некой суммой денег, не особенно значимой для человека, а оказание поддержки тому, кто в ней нуждался, со стороны каждого члена общества, в том числе и самых юных.

В уездных городах Сибири благотворительные общества испытывали недостаток финансовых и кадровых ресурсов, поэтому идея привлечения учащихся начальных и средних учебных заведений к организации благотворительных мероприятий была воспринята с интересом. Добровольческие ассоциации (преимущественно женские) поставили участие детей и подростков в социальной работе на постоянную основу, поддержали организационно и финансово.

Общественные организации Барнаула – отдел Российского общества Красного Креста (РОКК), Сибирское общество помощи больным и раненым воинам, Городское попечительство о семьях призванных, Алтайский комитет по оказанию агрономической помощи семьям призванных в войска, дамские комитеты и др. – привлекали детей к проведению благотворительных мероприятий с первого же месяца войны.

В начальный период войны в Барнауле практически еженедельно проходили кружечные сборы. Дети не стеснялись стоять с кружками, тогда как многие взрослые чувствовали себя неловко в роли просителей. Вот как описывал это очевидец: «По городу рассыпалась совершенно необычная армия сборщиков: девушек, юношей и детей, которые, не считаясь ни с холодом, ни с погодой, бодро, радостно и от души делали порученное им дело».

«Твой кисет, шелками шитый…»

Особенно активно привлекали учащихся к сотрудничеству дамские комитеты, ведь в их составе было много учительниц. По мнению педагогов, вовлечение детей в решение общих для всей страны социальных проблем имело воспитательное значение. К тому же дамские комитеты сибирских городов занимались посильным для детей и подростков изготовлением подарков, пошивом белья для госпиталей и солдат и т. п. В годы Первой мировой в Барнауле работало пять дамских комитетов и кружков: Дамский комитет при местном отделе РОКК, Барнаульский отдел благотворительного кружка дам духовного звания Томской епархии, Алтайский дамский комитет по оказанию помощи больным и раненым воинам, Дамский кружок при местном отделе Сибирского общества для подачи помощи раненым и больным воинам, Барнаульский дамский комитет Судебного Ведомства.

Постоянную работу с учащимися города вел Дамский комитет РОКК. Ученицы местных школ обратились туда с просьбой позволить им участвовать в пошиве белья в выходные и праздничные дни. За первые полтора месяца работы, с 16 сентября по 2 ноября 1914 года, комитет отправлял посылки на фронт 7 раз – всего 109 ящиков и 4 тюка. Среди вещей было 4592 кисета с подарками от учениц местных учебных заведений.

Барнаульские гимназистки не только принимали участие в мероприятиях благотворительных организаций города, но и проводили самостоятельные. Так, в феврале 1915-го был создан временный Кружок по сбору пасхальных подарков для стрелков 44-го и 56-го Сибирских полков. Кружок работал и в 1916-1917 годах.

В марте 1915-го сотрудницы Алтайского дамского комитета по оказанию помощи больным и раненым воинам выступили с инициативой проведения сбора детских пожертвований в пользу Сибирского общества подачи помощи больным и раненым воинам и пострадавшим от войны в Петербурге. Сбор проходил под лозунгом «Привет от детей Алтая». На призыв откликнулось 166 учащихся Барнаула от 7 до 15 лет. На благотворительном базаре было выставлено 693 предмета, доход от их продажи составил 710 рублей. Дамский комитет постановил добавить из собственных средств 290 рублей и отправить 1000 рублей от имени детей Алтая в один из передовых отрядов Сибирского общества подачи помощи. На эти деньги в течение нескольких дней солдатам выдавались продовольствие и подарки.

Наибольшее количество благотворительных мероприятий с участием детей проводилось на Рождество и Новый год. Так, в период праздников в конце 1915-го – начале 1916-го ученицы первого высшего женского начального училища под руководством учительницы Л. Блудовой провели благотворительный вечер в пользу Дамского комитета РОКК – собранные средства пошли на приобретение теплой одежды для раненых; по инициативе воспитанниц женской прогимназии Н. Красулиной состоялся детский спектакль в пользу детей беженцев; ученицы казенной женской гимназии организовали вечер в пользу русских пленных в Германии. В течение следующего учебного года, несмотря на рост цен и продовольственные затруднения, благотворительные спектакли и вечера проводились не реже.

«Спасти от нищенства»

Из-за мобилизации мужчин большую нехватку рабочих рук испытывали крестьянские хозяйства. В сентябре 1915-го при Алтайском сельскохозяйственном обществе в Барнауле был образован Алтайский комитет по оказанию агрономической помощи семьям призванных в войска, председателем которого стал начальник Алтайского округа В.П. Михайлов. Комитет разослал более 600 обращений к кредитным товариществам, артелям, волостным и церковно-приходским попечительствам, мировым судьям с просьбой организовать посильную помощь солдаткам. В том числе комитет выступил с инициативой привлечения учащейся молодежи города к сельхозработам.

В Барнауле были организованы монтерские курсы по изучению сельскохозяйственной техники и орудий. 17 декабря 1914 года на курсы записались десятки представителей молодежи. Алтайский комитет обратился к частным коммерческим конторам, имевшим склады сельхозмашин, с просьбой пожертвовать машины и инвентарь для курсов. Откликнулось несколько фирм, которые в апреле 1915-го подарили 8 сеялок. Учебные заведения предоставили помещения для проведения занятий. Переселенческое ведомство и частные фирмы направили на курсы монтеров, которые вели занятия.

Весной 1916-го 104 монтера с сеялками поехали в деревни Барнаульского уезда для оказания помощи солдаткам. Многие из них оказались не готовы к условиям крестьянского быта и тяжелому труду на пашне. К тому же оказалось, что беднейшие солдатки не имели собственных лошадей для работы с сеялками или их лошади были настолько слабы от бескормицы, что могли работать лишь с легким однолемешным плугом. Юноши же не обладали ни достаточной физической силой, ни необходимыми навыками, поэтому им приходилось трудиться в более благополучных хозяйствах. В мае 1916-го один из учеников реального училища Дмитрий Гусев писал директору Г.Н. Антонову: «Для беднейших солдаток наша работа не только не нужна, а даже в тягость. И что же, где же помощь? Я хочу собрать некоторую сумму денег и посеять на свой счет самым бедным. Мы здесь между собой можем собрать рублей 10. Но это так мало, и я решил обратиться к Вам с просьбой собрать между учениками и знакомыми сколько-нибудь денег и выслать нам. Этим Вы спасете несколько семейств от нищенства. Кроме того, мы заслужим признательность крестьян к ученикам, они будут гораздо доверчивее к нам относиться, и это очень важно. А то выходит не помощь, а демон страшной помощи». В основном приехавших в деревню подростков крестьяне воспринимали в качестве городских специалистов по сельхозтехнике и обращались с просьбами отремонтировать машины и механизмы. Поехали на село и девушки: под руководством учительницы 18 учениц частной женской гимназии М.Ф. Будкевич создали трудовую дружину. В одной из деревень уезда девушки организовали ясли и занимались огородными работами.

При подведении итогов летней кампании члены Алтайского комитета были разочарованы тем, что масштабы работы учащихся оказались гораздо скромнее, чем ожидалось. Большинство учеников, работавших в деревнях, признавали, что на деле это была скорее демонстрация помощи, чем реальная поддержка беднейших семей призванных. Такого рода помощь требовала серьезных финансовых расходов (на приобретение и содержание лошадей, техники, обучение монтеров и т. д.), тогда как общественные организации, выступавшие с данной инициативой, располагали только благотворительными средствами. Но тем не менее сама инициатива привлечения учащейся молодежи города к оказанию помощи семьям призванных показала готовность сибирской молодежи работать в интересах своего народа, чувство ответственности за судьбу страны и высокие моральные качества.

Олеся Долидович, кандидат исторических наук, доцент Сибирского федерального университета.

 
Новости партнеров
Фоторепортаж