Ребятишки, не выговаривающие звуки и слова, после пары лет занятий с ней преображаются

18:00, 02 июля 2021г, Культура 1313


Ребятишки, не выговаривающие звуки и слова, после пары лет занятий с ней преображаются Фото №1
Ребятишки, не выговаривающие звуки и слова, после пары лет занятий с ней преображаются Фото №2
Ребятишки, не выговаривающие звуки и слова, после пары лет занятий с ней преображаются Фото №3
Ребятишки, не выговаривающие звуки и слова, после пары лет занятий с ней преображаются Миниатюра №4
Ребятишки, не выговаривающие звуки и слова, после пары лет занятий с ней преображаются Миниатюра №4
Ребятишки, не выговаривающие звуки и слова, после пары лет занятий с ней преображаются Миниатюра №4

Фото Олег БОГДАНОВ

33 года – такой стаж работы у талантливого педагога Ирины Поповой в Ребрихинском детско-юношеском центре. Она занимается с детьми как логопед и преподаватель дополнительного образования по методике, которую без натяжки можно назвать авторской. Ребятишки, не выговаривающие звуки и слова, после пары лет занятий с ней преображаются.

По образу Древней Руси

Взвод стоял по стойке «смирно», повзрослевшие девочки и мальчики, которые отправлялись в бой за Москву. Хотя и не настоящее это сражение, а историческая реконструкция, но экипировка с иголочки – подлинная, как и чувства подростков – любви к Родине и ненависти к врагу. Отстояли ребятишки деревню Крюково в 2016-м, враг к Москве не прошел.

Это история пятилетней давности. Барнаульские организаторы «битвы» изначально сомневались, что сельская дружина сможет соответствовать духу масштабной батальной сцены. Однако ребрихинцы выглядели весьма достоверно благодаря стараниям педагогов: Ирины Поповой и ее коллеги из села Боровлянка Василия Валтышева, знатока исторического костюма, который вместе со школьниками плетет кольчуги, воссоздает с большой точностью образцы русского оружия различных эпох.

В сотрудничестве двух команд, детского объединения села Боровлянка, которым руководит педагог Василий Егорович, и юных мастериц, с которыми работает Ирина Семеновна, родилось новое направление и его первый проект, «Русь изначальная». Мальчишки Валтышева для него кольчуги делали, а воспитанницы Поповой шили холщовые детали костюмов. Несколько месяцев стараний – и готовы образы древнерусских воинов и воительниц, очень точные, с берестяными туесами, луками и стрелами, кожаными головными повязками и кольчужным полотном из тысяч алюминиевых колечек, каждое из которых старательно загнуто детскими пальчиками.

Не «хыхки», не «фыфки»…

Вы спросите, как связано логопедическое здоровье ребенка с шитьем, вышивкой, с кропотливой работой над костюмом?

– Напрямую, – отвечает Ирина Попова.– Когда включаются моторика с  фантазией, активизируется и речевое развитие, по-другому не бывает. В ДЮЦ я педагог дополнительного образования, а в детском саду-логопед, и тоже с многолетним стажем. Именно поэтому знаю в селе каждого ребенка, каж­дую семью. Сейчас у многих детей проблемы речи, а чтобы всем помочь, недостаточно занятий в логопедическом кабинете. Надо, чтобы родители помогали, занимались с детьми и дома, я им все рассказываю, показываю, как ставить звуки… Но взрослые торопятся – им на работу надо.

– Ирина Семеновна, не секрет, что иные мамы неполный набор звуков у ребенка и проблемой-то не считают. Аргумент: «я же его понимаю». Как поступаете в таких сложных случаях?

– Настоящие проблемы начинаются, когда малыш идет в школу. Если он не говорит правильно, он и писать не сможет без ошибок. Начнутся низкие оценки, разочарование… В итоге семья все равно обращается к логопеду и к другим специалистам с уже «подросшей» проблемой, которую легко можно было скорректировать в раннем возрасте. К слову, сюда, в ДЮЦ, ходят те же «мои» дети: в зависимости от возраста  занимаются в Школе раннего развития, изучают основы шитья, создают коллекции. Не могу претендовать на авторство такой методики, но непрерывный процесс постановки речи на занятиях и дома дает очень хороший эффект.

Опыт Ирины это подтверждает. По мере того как занимаются в ДЮЦ ребятишки с дефектами речи, развивается артикуляционный аппарат, появляется полный набор звуков. Есть семьи, которые решили для себя проблему очень просто: вечером, забрав детей из детского сада и школы, ведут их на занятия к Поповой в ДЮЦ. Она  профессиональным ухом сразу слышит, кому каких звуков недостает. И пока работают детские руки – рычат, дудят, жужжат. Ставят на место язычки. Исправляют свои «хыхки», «фыфки» и «сыски». Так, создавая первые шедевры, самые маленькие воспитанники педагога улучшают параллельно и свои речевые навыки.

«Цифра» с поправками

В Детско-юношеский центр Ирина пришла 25-летней девушкой. Если вы хотите побольше узнать о ее жизни, просто разберите с ней бездонные шкафчики, шкатулочки, коробочки – ни лоскутка мастерица не выбросит, ни пуговки. Создаваемые ею вместе с детьми костюмы – не просто юбки, блузочки и сарафаны, а особое пространство, в котором у каждой вещи свое место. 

По мере роста детей «взрослеет» идеология коллекций, растет мастерство. Вот «Сапожки русские», отшитые пятиклассницами. «Гжель» создавали те же девчонки, но уже в 6-м классе. «Купавушку» – в седьмом. А в этом году сделали набор комплектов бохо.

Что будет дальше? У выросших детей появятся другие интересы. По словам Ирины Поповой, ее воспитанницы максимум до 7-8 класса искренне интересуются историей кружева и швейными технологиями. В старших классах если и не покидают стен ДЮЦ, то уже не в создании коллекций хотят участвовать, а в их демонстрации на подиуме.

Говоря о других интересах, педагог-логопед имеет в виду прежде всего уход в цифровой мир. Явление, не изученное еще в полной мере специалистами. Одно неоспоримо: ребенку, которому не читают книжек, не поют колыбельных, а с пеленок дают в руки планшет с мультиками, не избежать проблем, логопедических, психологических, иных.

– Конечно, маме с папой удобно, когда дитя молчит, внимания не требует, не задает вопросов, не дергает каждую минуту. Но такой покой чреват тем, что речь у малыша формируется гораздо позже, чем у его ровесников лет двадцать–тридцать назад. Родительство – кропотливый труд, не каждому хватает на него терпения.

И все же не спешите бить тревогу. Вот же они, великолепные коллекции костюмов, созданные воспитанницами Поповой, детьми, рожденными в начале века, то есть, теми самыми «жителями» соцсетей. Получается, совместимы они, гаджеты и формирование базовых личностных качеств, таких как усидчивость, внимание, целеустремеленность.

Педагог и сама на занятия с ноутбуком приходит, а в нем – закладки на кучу специализированных сайтов для умелиц-рукодельниц. Науки, которыми неплохо владели еще наши бабушки. Как за час сшить юбку-солнце или сделать подарок для папы – кожаное портмоне, только быстро, «потому что у него сегодня день рождения, а я забыла».

Ирина Семеновна не предлагает отменить прогресс и лишить детей гаджетов. Рекомендации специалиста – принять эту нашу новую цифровую жизнь с поправками.

Родителям – помнить, что Интернет не заменит материнской нежности и отцовских советов. Педагогам – не переусердствовать с «удаленкой», внедрять дистанционное обу­чение корректно и дозированно, сохранить живое общение ученика и учителя как залог здоровья физического и нравственного.

Фоторепортаж
Блоги