Решат ли в Алтайском крае проблему с бродячими собаками?

12:16, 12 апреля 2019г, Общество 1399



Фото Олег БОГДАНОВ

Решить проблему с бродячими собаками в Алтайском крае в этом году вряд ли получится. Пока не ясно даже, кто конкретно будет заниматься отловом, содержанием, стерилизацией и лечением животных без владельцев. Деньги, которые выделяются на эти цели из краевого бюджета, муниципалитеты возвращают, хотя именно на них возложены вышеназванные полномочия.

Где приютить животных?

Напомним суть вопроса, над которым сейчас ломают голову представители краевой исполнительной, законодательной власти и муниципальные образования. С 2016 года государственные полномочия по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории края были переданы органам местного самоуправления. В Алтайском крае они регулируются региональным законом. На отлов и содержание животных выделяются деньги из краевого бюджета. В 2018 году из 8 млн рублей было потрачено только 5,8. Остальные средства муниципальные образования вернули.

По данным краевой прокуратуры, в 2018 году за счет средств из краевого бюджета было отловлено 5833 бродячих собаки. Города и районы края расходуют лишь 70% от объемов финансирования. Треть муниципалитетов региона возвращает субвенцию обратно в полном объеме.

После принятия в декабре 2018 года федерального закона муниципалитетам были переданы гос-
полномочия не только по отлову и содержанию, но и по проведению стерилизации и лечения животных без владельцев. На эти мероприятия из краевого бюджета дополнительно будет выделено еще 7,982 млн рублей.

Финансирование есть, но почему тогда деньги не осваиваются? Депутаты признали, что только принятием изменений в закон проблему с бездомными животными не решить. Во-первых, в муниципалитетах просто не знают, куда поместить четвероногих. На сегодня приютов по содержанию бездомных животных в крае всего два – в Бийске и Барнауле. К сожалению, нет и механизма, определяющего, кто конкретно будет заниматься вопросами по отлову, содержанию бродячих собак и кошек, а также по строительству приютов для животных.

Субвенции – не панацея

Чтобы разобраться в непростой ситуации, по поручению председателя АКЗС Александра Романенко была создана рабочая группа, соруководителями которой стали председатель комитета Заксобрания по местному самоуправлению Борис Трофимов и представитель губернатора в краевом парламенте Стелла Штань. На последнем ее заседании снова вернулись к вопросу финансирования мероприятий по отлову и содержанию бродячих животных.

Борис Трофимов отметил, что даже несмотря на увеличение субвенций в два раза, Алтайский край невыгодно смотрится по сравнению с другими регионами, где на отлов и содержание безнадзорных животных выделяются суммы в разы больше. Например, в Республике Алтай, значительно меньшей по площади и населению, в 2019 году на эти цели направлено 8,3 млн рублей. В Бурятии – 26,3 млн рублей, в Красноярском крае – 40,3 млн рублей, в Новосибирской области – 20 млн рублей, а в Омской области – почти 51 миллион.

– Есть и общая, российская проблема – не решены вопросы содержания отловленных животных, в том числе временного, – подчеркнул председатель комитета по местному самоуправлению. – Новый федеральный закон закрепляет нормы обязательного содержания этих животных в приютах. Но кто будет это финансировать? Если увеличить суммы только под отлов, вакцинацию, стерилизацию, это проблемы не решит. Необходимо понять в этом году, как будут создаваться приюты: либо в режиме частно-государственного партнерства, либо мы создадим 7 – 8 приютов по межтерриториальному принципу, как предлагает ассоциация муниципальных образований. Вытягивать эту цепочку только за счет увеличения финансирования – неправильный подход.

Кому передать полномочия?

Заместитель начальника краевого управления ветеринарии Алтайского края Анатолий Батюта заявил, что органы местного самоуправления не исполняют возложенные на них полномочия – не создают пункты передержки, места выгула домашних собак. В конце прошлого года прокуратура Алтайского края вынесла несколько представлений и протестов по этому поводу.

– Места выгула определили всего несколько муниципальных образований, – рассказал Батюта. – Даже соорудить вольеры органы местного самоуправления посчитали для себя невозможным, несмотря на то, что граждане постоянно обращаются в местные администрации с мольбами принять меры по борьбе со стаями бродячих собак. С 2020 года содержание животных в пунктах передержки не допускается. Оно возможно только в приютах, которые могут быть как государственными, так и муниципальными и частными. После утверждения Правительством РФ требований к приютам будет понятно, сколько средств понадобится на их создание. Утверждение запланировано на второй квартал 2019 года.

Замначальника краевого управления поддержал предложение о создании сети межмуниципальных приютов в крае. И раскритиковал идею вернуть государственные полномочия управлению ветеринарии. В муниципалитетах с такой позицией краевого ведомства, мягко говоря, не согласны.

Глава Рубцовского района, заместитель председателя ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края» Петр Афанасьев признал, что по итогам 2018 года из 72 муниципальных образований 38 (это 52%) на самом деле не исполнили полномочия. Но не потому, что не хотели, а потому что это невозможно было сделать.

– Желающих заниматься этим бизнесом просто нет, – посетовал глава района. – До того зарегламентировали эту процедуру рекомендациями и приказами, что люди крутят у виска. Те, кто этим занимается, задаются вопросом: это сделали специалисты, которые занимаются животными, или нет?

Способы «охоты»

Петр Афанасьев описал, каким образом производится отлов животных. По его словам, предписания ветеринаров предусматривают, что ловля производится нетравматичным способом. Это сетка, которая набрасывается на животных посредством выстрела из специального ружья с пороховым патроном, что очень беспокоит окружающих. Стрелять из этого ружья и в деревне, и в городе весьма проблематично. Кроме того, сетка рассчитана на трех-четырех животных – затем она рвется.

Второй способ «охоты» – с использованием пневматической винтовки, которая стреляет специальными дротиками с препаратом, обездвиживающим животных.

– Покупать эту винтовку за счет субвенции нельзя, проверка ветеринарного надзора сочла это неэффективным использованием средств, – подчеркнул глава района. – Есть даже соответствующий приказ.

Вместо этого в 15 районах края безнадзорных собак просто травят приманками с ядом. По заявлению главы муниципалитета на место выезжает ловец, бросает наживку, собака съедает ее и умирает за три-четыре дня. Другие способы для деревни просто неприемлемы, считает Петр Афанасьев.

Муниципалы недовольны методикой расчета субвенций на одно животное и просят ее изменить. Сейчас в ней заложено содержание животного в пункте передержки из расчета один день, а нормативы предписывают 10 дней.

– Нам приписали, что 10-дневное содержание животного – это неэффективная трата, – заявил председатель комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Барнаула Антон Шеломенцев. – За счет субвенции оплачивается только первый день, остальное должно быть за счет муниципалитета. Но ведь требуется 10-дневный карантин.

Антон Шеломенцев рассказал, что в краевой столице отловом животных с 2016 года занимается некоммерческая организация «Ласка», выигравшая конкурс. За 2018 год в городе было отловлено 1140 безнадзорных животных. В 2018 году город потратил все выделенные на это 2,3 млн рублей.

Сам отлов животных проводится в городе ежедневно, заявки выполняются как от комитета, так и от сторонних организаций. Безнадзорные животные в день отлова помещаются в пункты передержки. Все собаки были стерилизованы, ни к одному животному не применили эвтаназию.

Ничего личного

В завершение дискуссии Петр Афанасьев еще раз выступил с предложением передать госполномочия управлению ветеринарии. Он напомнил, что предыдущий губернатор Александр Карлин тоже был против, новый глава региона Виктор Томенко в этом вопросе выступает на стороне муниципалитетов.

Борис Трофимов в ответ призвал краевых чиновников «не сидеть постоянно в кабинетах своего уважаемого ведомства» и начать разрабатывать новые порядки и методики.

– Я бы хотел, чтобы все остались при своих должностях и без эмоций нашли конструктивное решение, – сказал он. – Решать вопрос через призму ведомственных интересов неправильно. Мы ждем от управления ветеринарии нового порядка. Если не способны его разрабатывать, то на предстоящей сессии мы поставим вопрос о смене уполномоченного органа. Ничего личного. Дело в том, что эта проблема не просто остается нерешенной, она усугубляется.

Новости