Решение, от которого зависит жизнь

15:00, 17 мая 2017г, Общество 2087


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Экипаж вертолёта Ми-8 «Алтайских авиалиний» спас Амыра Тадышева, парашютиста Горно-Алтайской региональной поисково-спасательной базы. Готовятся документы к поощрению членов экипажа краевыми наградами.

Все произошло на площадке аэродрома «Лесной» в Бобровке в прошлом году 8 декабря, когда проводилась совместная тренировка экипажа вертолета Ми-8 ООО «Алтайских авиалиний» и спасателей Горно-Алтайской поисково-спасательной базы. Во время второй выброски у одного из спасателей частично не раскрылся парашют и он стал падать с большой скоростью (примерно 20 метров в секунду) на землю с высоты 1200 метров.

Вот что рассказывает о произошедшем старший пилот-инструктор Александр Задемидченко:

– 8 декабря мы выполняли плановые полеты с совместной тренировкой спасателей и летного состава. Погода в этот день была хорошая, небо ясное. Ничего не предвещало беды. Как всегда, перед полетом прошли инструктаж, взяли на борт парашютистов, вышли на высоту 1,5 км. Задача экипажа – выдержать параметры полета во время выброски парашютистов. Последующая проверка показала, что с нашей стороны никаких нарушений не было. Парень, с которым произошло несчастье, совершал второй прыжок с парашютом за день, первая выброска прошла отлично. Всего у него порядка 100 прыжков, не сказать, что новичок, но и не настолько опытный. Ко всему у него был еще небольшой перерыв в прыжках с парашютом. Скорее всего, поэтому следом за ним во время второй тренировки выпрыгнул инструктор, чтобы понаблюдать за правильностью действий парашютиста. После выброски нам сообщили с земли, что первое приземление прошло неудачно. Как позже выяснилось, парашютист открывал купол, не остановив вращение, стропы начали закручиваться. Спасатель пытался их раскрутить руками, потерял контроль за высотой и не успел раскрыть запасной купол.

Когда произошло ЧП, экипажу дали команду прекратить прыжки и возвращаться на землю. По плану это была тренировка, а не спасательная операция, которая не предусматривала другие виды полетов. По инструкции требовалось связаться с руководством и ждать дальнейших указаний. В противном случае ответственность ложится на экипаж. Летчики приняли решение лететь к месту падения и действовать по обстоятельствам.

– Мы выполнили посадку, смотрим – в трехстах метрах от нас люди по сугробам еле лезут, вероятно, к месту падения. Поняли, что машина, тем более «скорая помощь», туда не проедет, да и время шло на минуты, – вспоминает Евгений Плотников, командир экипажа. – Бортмеханик сообщил, что парашютист упал на нераскрытом куполе. Начали советоваться, предложения были разные, поскольку в голову шло самое плохое, думали – разбился. И все-таки приняли решение грузить его в вертолет, не терять времени. Переместились в 30 метрах от него, чтобы не задеть потоком воздуха. Второго пилота отправили посмотреть, в каком он состоянии, тот сообщил, что парень жив. Только весь переломанный, в крови, кость пробила ботинок. Положили на носилки, понесли в вертолет, всю дорогу куполом перекрывали, чтобы на него не дуло от вертолета.

Далее экипаж позвонил командиру летного отряда  для согласования дальнейших действий и в «скорую», сообщил, что вертолет приземлится на посадочной площадке в районе нового моста. Там еще пару минут дожидались «скорой». С момента падения до отправки в больницу прошло менее 45 минут. Его увезли во второе травматологическое отделение краевой клинической больницы. Врачи, когда оценили состояние потерпевшего,  сказали, что счет шел на минуты, еще немного – и он скончался бы от потери крови.

Весь экипаж переживал за парня, попавшего в беду, постоянно интересовался его здоровьем, потому что травмы были серьезные.

– В конце марта этого года мы снова работали со спасателями Горно-Алтайска и они сказали, что Амыр идет на поправку, начал ходить, в общем, жить будет! Мы так радовались! Хотя, в общем-то, привыкли работать во внештатных ситуациях, но смириться с потерями, с болью утрат нельзя. И когда понимаешь, что беда прошла стороной, на душе так легко, – говорит Александр Задемидченко.

На столе у заместителя гендиректора по организации летной работы ООО «Алтайские авиалинии» Николая Лобанова лежит ходатайство руководства Горно-Алтайской РПСБ о поощрении экипажа в составе Евгения Плотникова, Александра Задемидченко, Валерия Бабича, Егора Тегнибидина. Мы начинаем интересоваться, когда и где еще экипажу приходилось принимать решения, от которых зависела человеческая жизнь.

– Героизировать свои будни не будем, не сталинские соколы, а по большому счету воздушные извозчики, просто выполняем свою работу.

Всегда должны быть готовы к принятию экстренных решений, поскольку внештатная ситуация – это и есть наша работа, – отвечает Евгений Плотников.

По словам Николая Лобанова, малая авиация выполняет поисково-спасательные мероприятия, если случается какое-
либо авиационное событие, например, терпит крушение самолет или вертолет. По тревоге поднимают дежурный экипаж, и он, захватив с собой группу спасателей из Горно-Алтайска или Новосибирска, вылетает на поиски.

– В спасательной операции по поиску вертолета, на котором разбился Анатолий Банных, вы тоже участвовали?

– Да, нам сообщили об этом происшествии ночью 12 февраля. Наши вылетели на следующий день, поисковые мероприятия проходили в течение недели. Нашли только фрагменты вертолета, все остальное упало в озеро. Р-66 («Робинсон») приспособлен для полетов в простых метеоусловиях, а в момент крушения была болтанка и пилот, вероятно, не справился с управлением.

– В СМИ в последнее время часто проходит информация о крушениях вертолетов. Это опасный вид транспорта?

– Многие считают, что вертолет как автомобиль: получил права – и все, летай. Нашим летчикам приходится иметь дело с последствиями необдуманных действий пилотов-любителей. Прошлым летом в районе Усть-Коксы разбился частный самолет, мы быстро его обнаружили, но люди погибли. В 2009 году в декабре наш экипаж первым обнаружил газпромовский вертолет. Было спасено три человека, членов экипажа представили к наградам. А вообще-то, по статистике, вертолет – единственный летательный аппарат, который спас больше жизней, чем погубил, просто нужно уметь оценивать риски, учитывать погоду, особенности горного ландшафта и иметь опыт вождения.

Вертолеты необходимы не только в случае авиационных событий, но и в помощь медицине катастроф, экипажам приходится порой вылетать по санзаданию с врачами в любое время суток  в сложных погодных условиях в районы и экстренно доставлять пострадавших в больницу. Кстати, в этом году по федеральной программе планируется приобретение нового специализированного вертолета Ми-8 МТВ с медицинским модулем. В комплект входят электрокардиостимулятор, аппарат искусственной вентиляции легких и другое медоборудование. Он будет дежурить в аэропорту и выполнять полеты по краю, мы уже начали готовить экипажи к работе на нем.

Что ж, без малой авиации в наше время действительно не обойтись, сейчас все ждут на Алтае второго паводка, и если что, наши Ми-8, как в 2014 году, придут на помощь тем, кто окажется в зоне подтопления.

Фоторепортаж