Предприятия Алтайского края планируют нарастить продажи за рубеж

17:00, 20 октября 2021г, Экономика 663


Предприятия Алтайского края планируют нарастить продажи за рубеж Фото №1

Фото Андрей КАСПРИШИН

В полтора раза планируют нарастить продажи за рубеж своей продукции предприятия Алтайского края. Как добиться такого результата до 2024 года, обсуждали на прошлой неделе участники стратегической сессии по развитию экспорта. 

Хорошая цифра

Экспорт является одним из локомотивов экономики любой страны, конечно, если за границу ей удается продавать не сырье, а что-то посложнее. И более тысячи алтайских предприятий заинтересовали иностранцев своими товарами. В структуре торгового баланса края поставки продукции за рубеж занимают около 70%, причем в основном это не сырье.

В условиях экономического кризиса прошлого года темпы экспорта предприятий края сократились по сравнению с предыдущим, но не намного. По прогнозам, продажи составят около 1 млрд долларов. Врио министра экономического развития края Анатолий Нагорнов считает это хорошей цифрой, поскольку в Новосибирской области результаты ожидаются чуть скромнее.  

Ставка – на проверенных

Среди российских национальных проектов есть тот, что посвящен международной кооперации и экспорту. В его рамках в Алтайском крае разработаны соответствующие региональные программы, направленные на развитие экспорта АПК и промышлености. За их выполнение с этого года отвечает краевое Минэкономразвития. Не так давно у нас создан экспортный совет при губернаторе края и утверждена Стратегия социально-экономического развития края до 2035 года, в которой есть раздел, посвященный торговле с заграницей. В Российском экспортном центре прошла обучение команда управленцев, которые займутся подготовкой региональной программы развития экспорта.

Основная цель этого документа – увеличить к 2024 году на 40% объем несырьевого неэнергетического экспорта за счет государственных мер поддержки. Но Анатолий Нагорнов «по секрету» сказал журналистам: «Предпримем все усилия, чтобы выйти на объем 1,5 млрд долларов».

Разработчики программы решили не мудрствовать, а сделать ставку на те отрасли, которые и сегодня имеют экспортный потенциал.

В частности, это касается предприятий сельхозмашиностроения и особенно Рубцовского завода запчастей, который планирует открыть в следующем году технопарк «Юг Алтая».

В среднесрочной перспективе прогнозируется на мировом рынке спрос на резиновые и пластмассовые изделия. В этом направлении может развиваться компания «Нортек», барнаульские заводы АТИ и РТИ.

В разделе «Развитие энергомашиностроения и энергоэффективных технологий» предусматривается выпуск новых парогенераторов, водогрейных котлов, редукционно-охладительных установок и трансформаторов. Для этих товаров перспективными покупателями могут быть страны Азии и Казахстана. 

Край находится на 14-м месте среди субъектов РФ по объему торговли за рубеж лекарствами, косметическими средствами и БАД. И экспорт этих товаров из региона продолжает расти. Чиновники верят, что тенденция сохранится, и считают конкурентным преимуществом алтайских фармацевтических компаний их объединение в кластер. 

Отдельным направлением экспорта станет развитие птицеводства. Инвестиционный проект АО «Куриное царство» предусматривает создание новых птицеводческих комплексов на территории края и модернизацию производства. Акционерное общество, принадлежащее ГК «Черкизово», должно к 2024 году увеличить экспорт курятины в 2,7 раза. «За рубежом наша продукция ценится как чистая, экологичная, что предполагает рост на нее спроса в ближайшем будущем», – считает Анатолий Нагорнов.

Система поддержки

Усилия участников внешнеэкономической деятельности власти обещают всячески стимулировать. Но и сегодня, по их мнению, сформировалась система поддержки экспортного проекта, охватывающего все стадии жизненного цикла: от выбора рынка сбыта до страхования экспортных сделок. Ключевыми звеньями в этой инфраструктурной цепи являются Министерство промышленности и торговли РФ, Минсельхоз РФ и Российский экспортный центр (РЭЦ), оказывающий около 130 различных услуг. Ближайшее для нас представительство РЭЦ находится в Новосибирске. Поэтому у любых предприятий есть возможность обратиться туда за услугами самостоятельно или через региональный Центр поддержки экспорта, который занимается продвижением на внешние рынки только компаний малого и среднего бизнеса. 

В Минпромторге РФ создан департамент, который отвечает за развитие промпредприятий на внешних рынках. Для этого российским производителям субсидируют до 80% затрат на транспортировку продукции, оказывают юридические консультации для подготовки экспортных контрактов. В свою очередь региональное Минпромэнерго субсидирует затраты на участие в зарубежных выставках. Этот вид поддержки очень востребован участниками внешнеэкономической деятельности, так как присутствие на отраслевых ярмарках позволяет находить новых покупателей.

Предложения от предприятий

Исполнительный директор «СиСорт» Виталий Савинков хоть в целом и доволен, как работают в стране институты поддержки, но считает, что им надо делать акцент на достижение предприятием-экспортером конечного результата (максимального объема продаж), а не оказывать отдельные виды услуг, как это принято сейчас.

«Огромное количество мер уже действует со стороны РЭЦ, – отмечает и гендиректор Алтайского завода сельхозмашиностроения Татьяна Филидова, – однако хорошо бы сделать их чуть более доступными для малого и среднего бизнеса края. В частности, компенсировать часть затрат на digital-продвижение на зарубежных рынках. Пока для предприятий МСБ они являются серьезной финансовой нагрузкой.

Во-вторых, надо бы расширить список электронных торговых площадок, по которым компенсируются затраты на продвижение,  так как наших отраслевых в нем пока нет.

В-третьих, рассмотреть частичное финансирование визитов в край наших потенциальных клиентов. Таким образом, можно не только знакомить их с нашими производственными возможностями, но и продвигать туристический потенциал Алтая.

Так как требуется время для завоевания устойчивой позиции на европейском рынке, то неплохо бы смягчить показатели результативности при использовании поддержки на омологацию (адаптацию продукции под требования покупателей)».

Фоторепортаж